«Ацис, Галатея и Полифем» (Aci, Galatea e Polifemo, 1708) Георг Фридрих Гендель
Драматическая кантата, серенада для трех голосов и оркестра. Либретто Никола Джуво (Nicola Giuvo, ок. 1680-1748). Написана в Италии между 1708-1709 годами. Предполагают, что серенада была создана по случаю бракосочетания одного из знатных вельмож. Премьера: 19 июля 1708 года в Неаполе.
Литературный источник: «Метаморфозы» Книга 13, 7-й сюжет, Ацис и Галатея Публия Овидия Назона.
Действующие лица:
Галатея (Galatea), нимфа - Alto
Ацис (Aci), пастух - soprano
Полифем (Polifemo), циклоп, сын Посейдона – basso
2-я редакция: «Ацис и Галатея» (Acis and Galatea, 1718)
Пасторальная опера (или маска) в 2 актах. Написана для квартета певцов-солистов, исполняется на английском языке. для квартета певцов-солистов. Первое сочинение Генделя, созданное им на английское либретто. Либретто Джона Гея (John Gay, автор Оперы Нищих), Александра Попа и Джона Хьюза (John Hughes) по драйденовскому переводу 13 книги «Метаморфоз» (Metamorphoses) Публия Овидия Назона (Ovid, 43 год до н. э.-17 или 18 год н. э.). Премьера: в 1718 году в замке Кеннон (Cannons) в Эджваре, под Лондоном.
Написано Генделем для постановки в имении Джеймса Брайджеса, позже герцога Чандосского, на службе у которого в то время состоял Гендель.
В 1722 году произведение было опубликовано и, пройдя через множество авторских переработок, стало двучастным драматическим произведением, одним из самых исполняемых в творчестве Генделя.
В 1788 году Вольфганг Амадей Моцарт создал еще одну редакцию этого сюжета - для своего покровителя барона Готтфрида фон Свитена.
Действующие лица:
Галатея (Galatea), нимфа - soprano
Ацис (Acis) - tenor
Damon – tenor
Полифем (Polyphemus), циклоп - bass
Коридон (Coridon), пастух - soprano
Сюжет:
Галатея любит юношу Ациса, однако их тихое счастье служит причиной несчастья и душевных страданий одноглазого великана Полифема. Не в силах совладать с обуревающей его ревностью, он отламывает кусок от скалы, метает его в Ациса и попадает. Смертельный исход неизбежен.
Расстроенная потерей любимого Галатея превращает хлещущую кровь Ациса в живописный ручей, рядом с которым она теперь может жить воспоминаниями о ярком, но коротком моменте счастья в её жизни.
3-я редакция: «Ацис, Галатея и Полифем» (Aci, Galatea e Polifemo, 1731)
Оратория на английском и итальянском языке. Премьера: 26 марта 1731 года в Королевском театре (Lincoln’s Inn Fields), Лондон.
Главной исполнительской силой предстали итальянские певцы, а английские их дополнили. Общее число персонажей было доведено до девяти.
Галатея, певшая в Неаполе контральто, осталась сопрано, партия Ациса, предназначенная сопрано-травести, от тенора перешла к кастрату-контральто. На премьере в партии Ациса был занят Синьор Сенезино (Франческо Бернарди), а в партии Галатеи выступила знаменитая генделевская примадонна того времени Анна Мария Страда дель По.
Следующая переработка этого гибрида была осуществлена Генделем в 1732, потом – в 1733 году. С 1739 годов в связи с недостатком итальянских певцов в Лондоне партии постепенно перешли на английский язык.
|