«Бал в Савойе» (Ball im Savoy, 1932)
Оперетта в трех актах. Либретто Альфреда Грюнвальда (Alfred Grunwald, 1884-1951) и Фрица
Лёнер-Беды (Fritz Löhner-Beda, 1883-1942). Премьера: 23 декабря 1932 года в
Большом драматическом театре (Гроссе Шаушпильхаус, Schauspielhaus Berlin, сейчас
- Концертный зал, Konzerthaus Berlin), Берлин.
Спустя пару недель после премьеры к власти пришел Адольф
Гитлер, и – «Бал в Савойе» сняли из репертуара. Причиной стала ненависть фюрера
к джазовому стилю негритянского происхождения.
В России "Бал в "Савойе" впервые был
поставлен в 1943 году.
«Бал в Савойе» называют последней опереттой, потому что
дальше наступило время мюзиклов. Танго «Танголита» из этого спектакля стало
мировым шлягером.
Одна из самых танцевальных оперетт: здесь царят вальс,
танго, фокстрот, румба, степ. Здесь все - полуправда-полушутка, отчасти -
розыгрыш, рассказ о сердечных авантюрах. Несмотря на роковые стечения
обстоятельств, все любовные интриги завершаются радостным финалом, герои
остаются верными друг другу, их ждет долгая и счастливая жизнь.
Действующие лица:
Жестен де Фошаз (Aristide de Faublas), маркиз - tenor
Мадлен
(Madeleine de Faublas), его жена - soprano
Дези Добль (Daisy Darlington (Parker)), она же
Хосе Пасодобль (José Pasodoble), ее кузина, джаз композитор - soprano
Мустафа-бей (Mustapha Bey), атташе турецкого посольства - tenor
Танголита
(Tangolita), аргентинская танцовщица – contralto
Арчибальд (Archibald), камердинер Жестена
- baritone
Морис, парижанин
Рене, молодой парижанин
Полет, парижанка
Лили, молодая парижанка
Селестен
(Célestin Formant), адвокат – spoken
(Ernest
Bennuet), его молодой друг - spoken
Альберт
(Albert), владелец салона мод
в Париже – spoken
Помероль (Pomerol), метрдотель в «Савойе» - spoken
Бебе (Bébé), модель - spoken
жены
Мустафы-бея:
Бланка (Blanca) из Праги - spoken
Труда (Trude) из Берлина - spoken
Илонка (Ilonka) из Будапешта - spoken
Мерседес (Mercedes) из Мадрида -
spoken
Лючия (Lucia) из Рима - spoken
Миззи (Mizzi) из Вены – spoken
Гости Жестена, персонал и гости отеля, гости на балу, танцоры
и танцовщицы
Сюжет (в
соответствии с трехактной версией с прологом):
Место: Вена, Ницца и Париж, 1932 год.
Пролог: Венеция,
палас на Гранд канале.
Первое действие.
Холл на вилле в Ницце
Второе действие. Фойе в
танцевальном зале отеля «Савой» в Париже.
Третье действие.
Холл на вилле в Ницце
Сюжет (в
соответствии с двухактной версией):
Первое действие.
Романтический пролог.
Венеция. В одной из гондол – счастливые молодожены маркиз Аристид де Фобла и
Мадлен.
Холл на вилле в
Ницце. Аристид и Мадлен, шумно встречаемые толпой друзей, вернулись в свою
виллу в Ницце из свадебного путешествия. Они планируют провести свой первый
семейный вечер дома. Однако Аристида ждет «сюрприз» - телеграмма от бывшей
возлюбленной Танголиты, которая ждет его на сегодняшнем балу в отеле «Савой».
Год назад он подписал чек, в котором обязался провести еще один вечер с ней.
Опасаясь огласки их отношений, он был вынужден согласиться на эти условия.
Аристид рассказывает об этих неприятностях своему другу – турецкому консулу
Мустафе-бею, подыскивающему себе очередную жену.
К Мадлен приехала ее кузина Дэзи Добль, прибывшая из
Нью-Йорка чтобы сделать карьеру джазового композитора и выступающая под
псевдонимом Хосе Пасодобль. Мустафа и Дэзи знакомятся. Мустафа под предлогом
встречи со «старым другом Пасодоблем» помогает Аристиду отбыть в «Савой»
(разворачивающаяся сцена пародирует аналогичный эпизод первого акта «Летучей
мыши»). Мадлен, догадываясь, что ее муж на самом деле отправился на свидание,
решает ему отомстить. Она заказывает у своего модельера фривольный костюм и
маску и отправляется вслед за ним.
Фойе в танцевальном
зале отеля «Савой» в Париже. Мустафа встречается со своими шестью бывшими
женами и сообщает им о своем решении жениться в седьмой раз. Появляется
Танголита – весьма эксцентричная дама. Она ищет Аристида. Затем прибывает никем
не узнанная Мадлен, разыгрывающая из себя кокотку. Здесь же – робкий Селестен,
помощник адвоката Мустафы по бракоразводным делам, который отправился в «Савой»
«прожигать» свой гонорар. Аристид флиртует с неузнанной им Мадлен (снова
парафраз «Летучей мыши»), а Мустафа – с Дэзи. Появившаяся Танголита, требуя
выполнения «условия», увлекает Аристида с собой.
Второе действие.
Селестен знакомится с Мадлен. Обе пары – Селестен и Мадлен и Аристид и
Танголита - снимают соседние номера, причем Селестен, узнав, что имеет дело с
дамой «высшего света», так и не решается ни на какие действия, а Аристид даже успевает
поговорить по телефону с супругой, будучи уверенным, что она находится дома.
Посреди вечера, на котором Дэзи наконец раскрывает свое
инкогнито и в полной мере наслаждается плодами триумфа, появившаяся Мадлен
публично обвиняет своего мужа в измене и заявляет, что только что отплатила ему
той же монетой, изменив с первым встречным. Разыгрывается скандал.
Вилла супругов де Фобла. О вчерашнем
скандале на балу говорит весь город. Слуги Аристида и Мадлен Арчибальд и Бебе
принимают стороны, соответственно, хозяина и хозяйки. Мадлен объявляет мужу о
своем решении развестись с ним и готовится к отъезду. По делу о разводе из
адвокатской конторы является…Селестен, который невольно выбалтывает Аристиду
всю правду о прошлой ночи, а Мадлен узнает, что измена Аристида также не
состоялась. В итоге, «ничего не было» и любящие супруги прощают друг друга.
|