Биография Кодай
Венгерский композитор , музыкант и теоретик музыки Зольтан Кодай (Золтан Кадаи) родился 16 декабря в г. Кечкемете. С раннего детства мальчик тяготел к музыке. Его отец был скрипачом, а мать пианисткой и певицей. Он посещал школу в Галанте, где хорошо проявил себя и научился игре на скрипке и виолончели так, что мог выступать как дома, так и в школьном оркестре. Он сочинял и исполнял произведения для хора и камерную музыку.
В 1900 году Зольтан Кодай поехал в Будапештский унивеситет изучать венгерский и немецкий языки и литературу. В это же время он поступил в Academy of Music, а также в Eotvos College - небольшой институт для учителей для изучения английского, французского и немецкого языков. Он получил дипломы по преподаванию и композиции.
Когда в 1905 году Кодай познакомился с Бела Барток, другом на всю жизнь, они решили посвятить себя возрождению Венгерского фольклора. В 1906 году после долгих поездок и отбора, они издали первый сборник Фольклорных мелодий.
В Париже Кодай познакомился с Дебюсси, чью оперу "Pelleas et Melisande" он изучал с 4-х лет. Вернувшись в Будапешт Зольтан Кодай стал профессором Academy of Music, где он преподавал теорию и композицию.
В 1910 году Кодай женится на Эмме Сандор, на следующий год он и Барток организовывают общество New Hungarian Music Society. Однако их деятельность была прервана начавшейся Первой Мировой войной. Кодай продолжил службу в Академии и сочинил ряд замечательных произведений: Cello Sonata, Second String Quartet, несколько песен и номеров для фортепиано. Однако на родине его музыка не сильно приветствовалась.
В 1923 году в честь 50-летия объединения Буды и Пешта Кодай сочинил произведение "Psalmus Hungaricus", основанное на венгерской версии 55 псалма и исполненное символизма.
Всегда свято веривший в образование, Кодай сконцентрировался на музыкальном обучении молодежи. Работая на правительство, он написал серию упражнений, хоралов и песен, а также своими силами организовал движение Singing Youth.
В 1930-х гг. появилось несколько монументальных произведений: "The Transylvanian Spinning Room " (1930), оркестровая версия "Dances of Marosszek", "Dances from Galanta" (1931) в честь 80-летия Budapest Philharmonic Society, "Peacock Variations" в честь 50-летия Concertgebouw Orchestra и в 1939 году Concerto for Orchestra. В своих работах Кодай всегда следовал классическому подходу в музыке, и, когда один из его учеников дирижер Юджин Орманди принес ему композицию в современном стиле, Кодай сказал ему, чтобы тот сперва выяснил что такое трезвучие.
Во время Второй Мировой войны Кодай остался в Будапеште, уволился с правительственной службы в 1942 году, а в 1943 написал "Missa brevis". После войны он продолжил работать над исследованием фольклора и написанием различных произведений для детей. В 1946-47гг. он дирижировал в Британии, США и СССР. В 1958 году умерла его жена, год спустя он вновь женился и прожил до 1967 с неугасаемой жизненной энергией. Среди его последних композиций были произведения для хора "Mohacs" (1965), "Laudes organi" (1966) для хора и органа. Зольтан Кодай бал удостоен многих музыкальных наград и премий за последние несколько лет. Он умер немного не дожив до своего 85-летия, 6 марта 1967 года, в Будапеште.