Serafima Tuloose
Пятница, 19.04.2024, 12:06
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Биография Нино Рота

    Нино Рота родился в 1911 году в Милане в семье с глубокими музыкальными традициями. Его имя при рождении Джованни Рота Ринальди. Его дед, Джованни Ринальди, был пианистом и композитором, игре на фортепиано будущего композитора учила мама. В возрасте 12 лет Нино написал ораторию для солистов, оркестра и хора «Детство Святого Иоанна Крестителя». Оратория была исполнена в Милане. В том же 1923 году Нино поступил в Миланскую консерваторию, брал уроки у прославленных педагогов того времени Пиццетти и, позднее, Казеллы. Он написал свою первую оперу «Principe Porcaro» («Король-свинопас») по сказке Андерсена в возрасте 15 лет. Она никогда не была оркестрована и дошла до наших дней в нотах для фортепиано и голоса. В 1930 году Рота получил диплом римской академии св.Сесилии, в 1931-32 годах учился в Curtis Institute в Филадельфии, в 1937 году получил степень в области литературы миланского университета. Работал преподавателем и в 1950 году стал директором консерватории в Бари.

    Первый фильм, для которого Рота написал музыку - Заза - появился на экранах в 1944 году.

    Настоящий дебют Рота как оперного композитора состоялся в 1942 году – оперой «Ariodante» в трех актах, которую сам автор охарактеризовал как «погружение в мелодраму 19 столетия». Премьера планировалась в Бергамо (Teatro delle Novit), но из-за войны была перенесена в Парму. Зрители с восторгом встретили оперу, где дебютировали и композитор, и исполнитель одной из главных партий.

    Успех «Ariodante» у взыскательной публики Пармы вдохновил композитора на создание уже в следующем, 1942 году оперы «Torquemada» в 4 действиях. Однако обстоятельства военного времени помешали премьере. Она состоялась спустя тридцать четыре года, но не принесла больших лавров уже именитому и популярному композитору. В последний год войны Нино Рота работал еще над одним большим оперным произведением, которое опять же был вынужден положить в ящик стола и надолго о нем забыть. Об этом произведении ниже. Таким образом, второй по счету исполненной оперой стала одноактная комедия «I dui timidi» («Двое застенчивых»), задуманная для радио и впервые прозвучавшая по радио. Отмеченная специальной премией Premia Italia – 1950, она позднее шла на сцене Scala Theatre di Londra под управлением Джона Притчарда.

    Настоящий успех пришел к композитору в 1955 году с оперой «Il capello di paglia di Firenze» по знаменитому сюжету «Соломенной шляпки» Е. Лабиша. Она была написана в конце войны и пролежала долгие годы в столе. Опера ознаменовала пик популярности композитора как создателя оперной классики. Сам Рота едва ли бы вспомнил об этом произведении, если бы не его друг маэстро Куччия, которому автор проиграл оперу на фортепьяно сразу же после завершения работы в 1945 году, и который вспомнил о ней через 10 лет, заняв пост руководителя театра Massimo di Palermo. Куччия заставил Рота найти партитуру, стряхнуть пыль и подготовить для сцены. Сам Рота признавался, что не ожидал триумфа, с каким опера прошла по сценам ряда ведущих театров Италии. Да и сегодня «Il capello» остается, пожалуй, его самой известной оперой.

    В конце пятидесятых Рота написал еще две оперы для радио. Об одной из них – одноактной «La notte di un nevrastenico» («Ночь одного неврастеника») - Рота говорил в интервью журналисту: «Я назвал оперу драмой-буффо. В общем, это традиционная мелодрама. Работая над произведением, я исходил из того, что в музыкальной мелодраме музыка должна преобладать над словом. Дело не в эстетическом принципе. Просто я хотел, чтобы исполнители чувствовали себя на сцене комфортно, могли без затруднений проявить свои лучшие певческие возможности». Другая опера для радиопостановки – одноактная сказка «Lo scoiattolo in gamba» по либретто Эдуардо де Филиппо, прошла незамеченной и в театрах не ставилась. Зато большой успех сопутствовал «Aladino e la lampada magica» по известной сказке из «Тысячи и одной ночи». Над ней Рота работал в середине 60-х годов с расчетом на сценическое воплощение. Премьера состоялась в 1968 году в San Carlo di Napoli, а спустя несколько лет ее поставил в Римской опере Ренато Кастеллани с декорациями Ренато Гуттузо.

    Свои последние две оперы, «La visita meravigliosa» («Удивительный визит») и «Napoli Milionaria», Нино Рота создал уже в преклонном возрасте. Последнее произведение, написанное по пьесе Э. де Филиппо, вызвало противоречивые отклики. Некоторые критики отзывались саркастически: «веристская драма с сентиментальной музыкой», «сомнительная партитура», но большинство склонялось к мнению авторитетного критика, писателя, поэта и переводчика Джорджо Виголо: «это триумф, которого на протяжении многих лет ждал наш оперный театр от современного композитора».

    Оперное творчество итальянского композитора и по сей день представляет собой объект дискуссий и споров. Не подвергая сомнению выдающийся вклад Нино в музыку кино, многие рассматривают его оперное наследие как «менее существенное», упрекают в «недостаточной глубине», в «отсутствии духа времени», в «подражательстве» и даже в «плагиате» отдельных музыкальных фрагментов. Тщательное изучение оперных партитур специалистами показывает, что Нино Рота действительно испытывал серьезное влияние стиля, формы, музыкальной фразировки великих предшественников, в первую очередь, Россини, Доницетти, Пуччини, Оффенбаха, а также своего современника и друга Игоря Стравинского. Но это нисколько не мешает рассматривать его оперное творчество как вполне оригинальное, занимающее свое собственное место в мировом музыкальном наследии.

    Рота не скрывал, что, обожествляя Россини, Пуччини, позднего Верди, Гуно и Р. Штрауса, он любил и классические оперетты, американские мюзиклы, наслаждался итальянскими комедиями. Личные привязанности и вкусы, конечно же, отразились и в «серьезных» жанрах его творчества. Нино Рота часто повторял, что для него нет какого-либо ценностного, «иерархического» различия между музыкой для кино и музыкой для оперной сцены, концертных залов: «Я считаю искусственными попытки разделять музыку на «легкую», «полулегкую», «серьезную»… Понятие «легкости» существует только для слушателя музыки, а не для ее творца… Меня как композитора нисколько не унижает работа в кинематографе. Музыка в кино или в других жанрах – для меня все одно творчество».

    Его оперы редко, но все же иногда появляются в театрах Италии. Среди саундтреков кинофильмов выделяются Ночи Кабирии (1957), Сладкая жизнь (1960), Рокко и его братья (1960), Восемь с половиной (1963), Укрощение строптивой (1967), Ромео и Джульетта (1967), Ватерлоо (1970), Крёстный отец (1972), Смерть на Ниле, Репетиция оркестра (1978).

    Композитор умер в Риме 10 апреля 1979 года.
      
      



    Copyright STuloose © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz