Бразильский композитор Эйтор
Вила-Лобос (Вилла-Лобос) родился в Рио-де-Жанейро 5 марта 1887. В возрасте
шести лет начал учиться игре на виолончели под руководством отца, страстного
меломана и неплохого виолончелиста-любителя. В возрасте 11 лет уже владел
кларнетом, гитарой и другими инструментами. Отец умер, когда Эйтору было 12
лет, и мальчику пришлось быстро повзрослеть. Он присоединился к группе городских
музыкантов, которые играли на улицах, на свадьбах, крестинах, днях рождения.
При этом он еще успевал учиться и успешно закончил школу при монастыре Сан
Бенту. Позже Вилла-Лобос поступил в Национальный музыкальный институт, в класс
гармонии, но царившая там строгая дисциплина пришлась ему не по нраву. Поэтому
он продолжил выступления в уличном оркестре, и зарабатывал, играя в кинотеатрах
или ресторанах. В 1907 году брал уроки у композитора Брага, который познакомил
его с музыкой Вагнера, Пуччини, Массне. В 1905-1912 годах путешествовал по
стране, изучал народный быт Бразилии, музыкальный фольклор (записал свыше 1000
народных мелодий). Впоследствии впечатления от бразильской музыки, в которой
слились народные, популярные и индейские элементы, отразились в его
произведениях.
Впервые его произведения были опубликованы в 1913 году. Последующее десятилетие
(1913—1922 гг.) явилось важнымпериодом в формировании художественных взглядов
Вила-Лобоса и его становлении как композитора. 13 ноября 1915 г. состоялся
официальный дебют Вила-Лобоса: в зале газеты «Жорнал ду комерсиу» в
Рио-де-Жанейро он дал свой первый публичный авторский концерт. Его музыкальный
язык уже тогда отличался необычной смелостью и новизной. Публика, воспитанная на
итальянских операх, и критика, свято чтившая «правила», встретили композитора
без особой симпатии. Но Вила-Лобос не сдался. Важное влияние на его творчество
оказали встречи с Дариусом Мийо, приезжавшим в Рио в 1917 году и познакомившим
Вила-Лобоса с музыкой Дебюсси, Сати, и пианистом Артуром Рубинштейном - в 1918
году. С последним они стали друзьями.
В 1922 г. друзья Вила-Лобоса
добились для него правительственной субсидии, дававшей возможность отправиться
в Европу. Он поехал в Париж, уже зрелым композитором, чтобы добиться признания.
Там он встречается со многими выдающимися музыкантами, в том числе с М.
Равелем, М. Де Фалья, Дж. Энеску, С. Прокофьевым. Исполнение в концертах
произведений Вила-Лобоса привлекло к нему внимание парижского музыкального мира.
Его музыка с успехом исполнялась в Лондоне, Брюсселе, Амстердаме, Вене,
Берлине, Мадриде, Лиссабоне. Он был назначен профессором композиции Парижской
консерватории и членом ее Ученого совета. Ежегодно выезжая на родину, он
дирижировал концертами из своих произведений и произведений европейских
композиторов.
В 1931 году Вила-Лобос возвращается в Бразилию и сразу же активно включается в
музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в шестидесяти шести городах
почти всех ее провинций. В 1932 году он стал руководителем музыкального
воспитания в Бразилии, организовал музыкальные школы и хоровые коллективы в
разных городах и стал известен во всей стране. С 1944 по 1959 год он
неоднократно приезжал в США, где дирижировал премьерами ряда своих сочинений, а
в 1948 году принял участие в постановке своей оперы Малазарте.
Умер Вила-Лобос в
Рио-де-Жанейро 17 ноября 1959.
Э. Вила-Лобос является автором специальных учебных пособий ("Практическое
руководство", "Хоровое пение", "Сольфеджио" и др.),
теоретического труда "Музыкальное воспитание". Он разработал систему
музыкального воспитания детей. Вила-Лобос культивировал два национальных
музыкальных жанра: сереста (тип традиционной песни) и шоро (синтез бразильских,
индейских и популярных музыкальных элементов). Написал 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний,
18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 "Шоро"
(1920-29), множество хоров, песен, музыки для детей, обработок фольклорных
образцов и др. – всего свыше тысячи самых разнообразных сочинений. Глубокое
почитание творчества Баха вызвало к жизни знаменитые Бразильские бахианы
(Bachianas brasileiras, 1930-1945) - девять сюит для разных инструментальных
составов и голосов.