|
«Флоридант» (Floridante,
1721)
Опера в трех актах. Либретто Паоло
Антонио Ролли (Paolo Antonio Rolli, 1687-1765) по Франческо Сильвани (Francesco
Silvani) «Постоянство в триумфе» (La costanza in trionfo). Премьера: 9 декабря
1721 года в Королевском театре (King's Theatre, Haymarket), Лондон.
Действующие лица:
Флоридант (Floridande),
Принц Фракии (Tracia) - alto castrato
Оронт (Oronte), Король Персии - bass
Эльмира (Elmira),
Предполагаемая дочь Оронта - contralto
Россана (Rossanne),
настоящая дочь Оронта - soprano
Тимант (Timante),
принц Тира (Tiro), назвавшийся в плену Гликоном - soprano castrato
Коральбо (Coralbo),
персидский сатрап - bass
Сюжет:
История о том, как Оронт, персидский военачальник, убил
законного царя Нино и узурпировал его трон. После своей победы, Оронт взял
Элизу, выжившую маленькую дочь Нино, и воспитал ее как свою собственной дочь
Эльмиру, обещали выдать её замуж за Флориданта, принца Фракии полководца армии
Оронта. Его другая дочь, Россана, обручена с Тимантом, принцом Тира, но война
между Тиром и Персией сделала этот союз невозможным, а Тимант, как полагают,
был убит в сражении.
АКТ I
Радостное начало:
Эльмира и её сестра Россана, собираются приветствовать Флориданта, который
только что победил в морском сражении Тир, и наградой победителю становится
рука его возлюбленной Эльмиры. Россана, хотя и знает, что Тимант, которого она
никогда не встречала, пропал в битве, все же надеется, что любовь так или иначе
соединит их.
Входит торжествующий Флоридант. Он бесконечно счастлив:
любовь Эльмиры больше чем любая награда, которую он мог бы получить за свою
победу. Россане он представляет пленника Гликона (который, на самом деле, является
Тимантом), восхваляя его мастерство в сражении. Внезапно прибывает персидский
сатрап, Коральбо, и передаёт Флориданту письмо от Оронта, в котором тот
приказывает ему отказаться от командования и оставить страну. Россана
немедленно отправляется к Оронту и просит его пересмотреть приказ, или, по
крайней мере, поговорить с Флоридантом. Тиран соглашается, но он настаивает,
что брак героя и его дочери Эльмиры будет отменен по государственным причинам.
Россана встречает Гликона, который говорит ей, что ее возлюбленный
Тимант не только преуспел в том, что благополучно вышел из сражения, но прежде
всего своими песнями о своей бессмертной любви к Россане.
Флориданта проводят к Оронту, который подтверждает приказ об
изгнании, оставаясь глухим к просьбам героя, а затем и просьбам Эльмиры. Судно,
сообщает он Флориданту, уже готово к его отплытию из страны. Оронт выходит,
оставляя наедине несчастных влюблённых, для которых разлука может обернуться их
смертью от тоски и горя.
АКТ II
В своих покоях
Россана сообщает Гликону о своих страхах, что Тимант, возможно, не пережил
сражение. Но он уверяет ее, что принц действительно выжил, и что, изменив
внешность, он находится в городе в полной безопасности. В качестве
доказательства Гликон дает ей портрет Тиманта и оставляет ее. Россана радуется,
узнав в портрете Тиманта лицо пленника.
Флоридант, тем временем, замаскировавшись под мавританского
пленника, планирует убежать с Эльмира и другой парой влюблённых. Но Эльмиру
задерживает Оронт: он говорит ей, что любит её, и она должна стать его
невестой. Эльмира в ужасе, и ужас не становится меньше, когда он объясняет, что
она дочь прежнего государя, Нино, а не его родное дитя. Она осуждает Оронта,
говоря, что нет страшнее чудовища, чем царь.
Оронт узнаёт о готовящемся побеге и приказывает страже
арестовать переодетого Флориданта, который пытается объяснить, что он - простой
раб, посланный Флоридантом, чтобы доставить Эльмиру к нему. Оронт предлагает
Эльмире выбор: стать его супругой или умереть.
АКТ III
Россана пробует
помочь Эльмире. Несмотря на то, что они не являются сёстрами, Россана уверяет,
что она и Эльмира соединены любовью до смерти. Когда Коральбо, персидский
сатрап, узнаёт истинное происхождение Эльмиры, он говорит, что привязанность
персидского народа к её семье могла бы возвести её на отчий трон. Появляется
Оронт и сообщает Эльмире, что мавр умер, от этой новости Эльмиры теряет
сознание. Оронт приказывает привести плененного Флориданта и говорит ему, пока
Эльмира находится без сознания, что он должен убедить ее принять Оронта в
качестве мужа, иначе она умрет. Он удалятся, и когда Эльмира приходит в себя,
Флоридант пытается убедить ее дать свое согласие, но она готова принять смерть
вместе с ним, нежели стать женой тирана.
Не зная, что Россана и Тимант придумали удачный ход, Эльмира
направляется к Флориданту, снова заключенному в тюрьму, с чашей зелья, которую
её сказали отнести ему. Однако она готовится выпить снадобье сама. Входит Оронт
и берет чашу из ее рук, но тут появляются Тимант и Коральбо, которые
арестовывают его и объявляют Эльмиру царицей Персии.
Возведенные на
престол, Эльмира и Флоридант клянутся быть верными друг другу и справедливо
управлять всеми. Уступая мольбам Россаны, Эльмира (теперь Элиза) прощает
Оронта, в то время как Флоридант объявляет, что Россана и Тимант поженятся и
отправятся управлять Тиром. Флоридант признается Эльмире /Элизе, что он
безмерно счастлив как возлюбленный, нежели как царь; и новая царица объявляет в
Персии день всеобщего ликования.
История создания: Иштван
Барна "Если бы Гендель вел дневник..."
Как между "люллистами и рамоистами" во Франции,
так вскоре и в Лондоне началась борьба между "генделистами и
бонончинистами". Причина ее, кстати, была весьма далека от искусства.
Аристократии всегда особенно нравилось, если между артистами, в данном случае
музыкантами, разворачивалось какого-либо рода соперничество. Итальянские
вельможи также устроили в свое время большой "конкурс" между Д.
Скарлатти и Генделем - тогда еще только в игре на клавесине. Сейчас судьба
Генделя обернулась так, что он стал активным участником, а затем и жертвой
глупого и грубого пристрастия. Вначале все выглядело как "товарищеская
встреча", однако вскоре она превратилась в настоящую "драку".
Правда, жизнь Генделя и дальше протекала в привычном русле, но единоборство с
Бонончини постоянно затемняло события, последовавшие после 1720 года.
1721 год
Соперничество оперных
композиторов началось весьма скромно, как соревнование художников. После того
как "Amore e Maesta" (либретто Сальви, о котором несколько ранее шла
речь в переписке Ролли) была поставлена 21 февраля под названием
"Арсак" с музыкой Филиппо Амадеи и провалилась, дирекция решила:
пусть Бонончини и Гендель совместно напишут оперу, каждый по одному действию.
Но поскольку в то время опера обязательно должна была состоять из трех
действий, нужно было найти третьего автора, который взялся бы за написание
недостающего акта; ведь если бы два акта написал один и тот же композитор -
Гендель или Бонончини, - то он получил бы "незаконное преимущество".
Выбор пал на "Пиппо", то есть на Филиппо Амадеи, великолепного
виолончелиста театрального оркестра. Он написал первое действие оперы,
Бонончини - второе, а Гендель, закончивший свою часть работы 23 марта, -
третье. Название оперы: "Муций Сцевола". Для обеспечения честного,
чисто соревновательного характера соперничества каждое действие, наперекор
обычаям, открывалось увертюрой и завершалось заключительным хором. Таким
образом, ни один из композиторов не попал в несправедливое положение по
сравнению с другим. Премьера "Муция Сцеволы" состоялась 15 апреля.
"Пиппо",
естественно, не имел никаких шансов; то, как в действительности разрешился спор
между Генделем и Бонончини, сейчас уже установить невозможно. Обе партии
провозглашали победителем своего композитора; Бёрни и Хоукинс утверждают, что
победителем из соревнования вышел Гендель. Мсье де Фабрис (камергер принца
Уэльского) в письме от 21 апреля, адресованном саксонскому премьер-министру,
пишет, что "Гендель легко одержал победу над другими". На что
патриот-немец ответил следующим образом: "Я счастлив, что в композиции
немец победил других музыкантов..." Кстати, в течение сезона "Муций
Сцевола" был представлен десять раз.
Разделившаяся на две
партии аристократическая публика натравливала друг на друга исполнителей оперы,
в первую очередь певцов. Кроме того, Академия постоянно боролась и с
материальными трудностями. Уже 8 декабря 1719 года в лондонских газетах
появилось сообщение о том, что подписчикам Королевской Академии нужно внести
еще 5% дополнительно к основному капиталу. Призыв этот за несколько лет
повторялся не раз. Так, 25 ноября 1721 года, когда было избрано новое
руководство и новый совет директоров, новоиспеченные руководители поставили
деятельность Оперы на новые основы: они выработали метод годовой подписки уже сверх
вложенного основного капитала. Согласно этому, "каждый подписчик при
получении билета платит десять гиней", причем в два приема. Театр
запланировал 50 представлений и обязался давать скидку, если в течение года
состоится меньше спектаклей. Кроме подписки можно было, естественно, купить
билеты в партер и в обычной кассе, в том случае, если остались свободные места;
на ярус же всегда можно было получить билеты.
Временами в помещении
театра устраивались и концерты, так, например, 5 июля 1721 года, когда
состоялся бенефис Дурастанти. На нем "прозвучит вокальная и
инструментальная музыка лучших авторов, а именно: две новые кантаты - господина
Генделя и синьора Сандони, четыре песни и шесть дуэтов знаменитого синьора
Стеффани в исполнении синьоры Дурастанти и синьора Сенесино" ("Дэйли
курэнт"). (Сандони был клавесинистом и органистом, позднее он взял в жены
крупнейшую звезду-певицу Лондона, Куццони.)
Новый сезон начался 1
ноября. В репертуаре по-прежнему фигурировал "Арсак", а также
совместное произведение Пиппо - Бонончини - Генделя - "Муций
Сцевола". 25 ноября был представлен также "Радамист".
Согласно "Дэйли курэнт", "для того чтобы увеличить число
подписчиков на премьеру, в продажу поступило не более трехсот пятидесяти
билетов, по полгинеи каждый... Цена билета на ярус пять шиллингов". Партии
в опере исполнили лучшие певцы театра: Сенесино, Боски, Бальдассари, синьора
Сальваи и миссис Робинсон. В течение сезона опера выдержала пятнадцать
представлений.
| |