|
«Прекрасная Елена» (La Belle Hélène, 1864) Жак Оффенбах
Опера-буффа в 3 актах. Либретто Анри Мельяка (Мейяк, Henri
Meilhac, 1831-1897) и Людовика Галеви (Ludovic Halévy, 1834-1908). Премьера: 17
декабря 1864 года в театре «Варьете» (Théâtre des Variétés), Париж.
В 1866 году оперетта была показана в Санкт-Петербурге в
Михайловском театре в исполнении гастролирующих французских артистов, выдержала
32 представления подряд.
Когда в Петербурге с громадным успехом в первый раз прошла оперетта
«Прекрасная Елена», какой-то провинциальный антрепренер прислал в столичную
театральную библиотеку запрос относительно стоимости оркестровки, партитуры и
либретто оффенбаховской оперетты. Библиотека ответила, что оркестровка и
партитура стоят 300 рублей, а либретто 50 копеек. Тогда антрепренер
телеграфировал: «Высылайте либретто, музыку подберем сами».
Действующие лица:
Агамемнон (Agamemnon),
царь Микенский - baritone
Менелай (Ménélas), царь Спарты - tenor
Елена (Hélène), его жена - soprano
Парис (Pâris), сын Приама, царя Трои -
tenor
Калхас (Calchas),
главный жрец в храме Юпитера - bass
Филоком (Philocome),
его помощник - spoken
Ахилл (Achille),
царь Фтиотиды - tenor
Орест (Oreste),
сын Агамемнона - mezzo-soprano или
tenor
Аякс I
(Ajax I), царь Саламина - tenor
Аякс II
(Ajax II), царь Локриды - baritone
Этиклис (Euthyclès), кузнец - spoken
Парфенис (Parthénis), гетера - soprano
Леона (Lœna), гетера - mezzo-soprano
Бахиза (Bacchis),
рабыня Елены - soprano
Дамы и господа, принцессы, гвардейцы, народ, рабы, слуги
Елены, плакальщики Адониса.
Сюжет:
Первое действие. Площадь
перед храмом Юпитера. Цари, жрецы, воины и народ обращаются к Зевсу с молитвой.
Калхас и Филоком обсуждают храмовые дела: жертвы приносят только Венере, о
Юпитере забыли, да и гром не в порядке, пришлось отдать в починку. Входит
царица Елена, окруженная рабынями. Она пришла обсудить с Калхасом последнюю
новость: Венера обещала Парису любовь первой красавицы в мире. Но ведь эта
красавица – она! Елена удаляется в храм, появляется Орест с друзьями и
подругами. Веселая компания хочет принять участие в готовящемся празднике, но
Калхас отказывается допустить дам легкого поведения, и все удаляются. Входит
Парис. Его сопровождает голубь с письмом Венеры, которая поручает Калхасу
познакомить Париса с Еленой. Калхас просит его описать богинь. Парис заручается
поддержкой Калхаса, который оставляет его наедине с Еленой. Они влюбляются друг
в друга, но сцену взаимного кокетства прерывает приближение процессии царей. С
бодрым маршем «Цари идут к нам отличиться» входит процессия. Звучат
канканирующие куплеты царей нарочито легкомысленного, фривольного характера.
Агамемнон объявляет конкурс остроумия. Менелай читает шараду. Никто из царей не
может ее отгадать, правильный ответ дает Парис. Далее Менелай предлагает
сказать каламбур о Калхасе. И его импровизирует Парис. Третье испытание –
импровизация стихов на заданные рифмы. И здесь награду получает Парис. Все
славят его, и только теперь он открывает свое имя. Елена увенчивает Париса
лавровым венком. По просьбе Париса Калхас высказывает волю Юпитера: Менелай
должен немедленно отправиться на остров Крит.
Второе действие.
Зал в покоях царицы. Елена окружена прислужницами, предлагающими ей наряды и
уборы. Нежно звучит хор девушек, в который вплетаются речитативные реплики
Елены, переходящие в распев. Отослав прислужниц, царица обращается к Венере с
лирической арией «Все говорят, что я прекрасна». Входит Парис: он желает
получить обещанное богиней, но Елена противится. Их объяснение прерывают цари,
пришедшие играть в гусек. Марш гусей «Вот он, первый из царей» пародийно
примитивен. Начинается игра (большой остроумный ансамбль), Калхаса ловят на
мошенничестве, игра расстраивается. Елена отсылает всех и ложится спать, мечтая
увидеть во сне Париса. Как только она засыпает, Парис, переодетый рабом,
подходит к ее ложу. Из-за сцены доносится куплет Ореста «Мы в венки цветы
сплетаем». Елена, проснувшись, думает, что Парис ей снится. Любовный дуэт «Дар
небес, дар богов» полон неги и страсти. Внезапно появляется Менелай и,
возмущенный, поднимает крик, на который все сбегаются. В большом музыкальном
финале акта остроумно чередуются испуганные реплики Елены, гневные – Менелая,
беззаботные – царей, общий шум и суета и, наконец, заключительный хор.
Третье действие. На
берегу моря царит оживление. Здесь Орест с куртизанками, Ахилл, народ. Весело
звучит хор «Пляши, люби и пей вино». Его сменяет рондо Ореста «Если Венера
страсть дарует». Цари жалуются, что вокруг – невиданный разгул: Венера
рассердилась на Менелая за то, что он прогнал Париса, и произвела небывалую
суматоху во всей Греции. Входят ссорящиеся Елена и Менелай. В ответ на
обвинения мужа царица поет легкомысленные куплеты «Я клянусь, что Ваш упрек
напрасен». Агамемнон и Калхас уговаривают Менелая принести жертву во имя
отечества: надо ублаготворить Венеру. Патриотическое трио Калхаса, Агамемнона и
Менелая «Когда вся Греция в раздоре» пародирует оперную героику. Менелай
говорит, что выписал из Цитеры главного жреца Венеры и надеется на его помощь.
Тут же раздаются крики: в море видна подплывающая галера. В ней переодетый
жрецом Парис, который поет тирольскую песнь с хором «Сперва скажите мне, зачем
вы грустны». Царям мнимый жрец объявляет, что Венера простит обиду, если царица
отправится на Цитеру вместе с ним и принесет там в жертву сотни две баранов.
Менелай радостно соглашается, но Елена упрямится, пока не узнает Париса. После
этого она смиряется с судьбой. В отплывающей галере Парис снимает накладную
бороду и все узнают его. Хор весело поет «С ним скорее отправляйся», Менелай
падает в обморок.
| |