Serafima Tuloose
Суббота, 20.04.2024, 14:35
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    «Любовь к трем апельсинам» (The Love for Three Oranges, 1919)


    Опера в четырех действиях, 10 картинах с прологом. Либретто автора по сказке Карло Гоцци (Carlo Gozzi, 1720-1806) «Любовь к трем апельсинам». Партитура была завершена к октябрю 1919 года. Премьера: 30 декабря 1921 года в театре Аудиториум Билдинг (The Auditorium Building), Чикаго.

    Премьера в СССР: 18 февраля 1926 года в Академическом театре оперы и балета, Ленинград.

     

    prokofiev-love3oranges

    Опера Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» - марка Сан-Марино

    В 1914—1915 годах Всеволод Мейерхольд издавал журнал «Любовь к трем апельсинам». Его название было заимствовано из сказки Карло Гоцци. В первом номере этого журнала К. Вогак, Мейерхольд и В. Соловьев опубликовали вольную сценическую обработку этой сказки. Прокофьева в ней привлекли поэтичность вымысла, народная фантастика, остроумное смешение сказки, шутки, сатиры. Сценическая часть сочетала три разных плана действия:

    - сказочные персонажи: Принц, Труффальдино,

    - подземные силы, от которых они зависят: Маг Челий, Фата Моргана,

    - Чудаки, комментирующие развитие интриги.

     

    Действующие лица:

     

    Король Треф, король вымышленного государства, одежды которого как игральные карты - бас

    Принц, его сын - тенор

    Принцесса Клариче (Clarice), племянница короля - контральто

    Леандр (Léandre), первый министр, одет королем Пик - тенор

    Панталон (Pantalon), приближенный короля - баритон

    Маг Челий (Tchélio), покровительствует королю - бас

    Фата Моргана (Fata Morgana), ведьма, покровительствует Леандру - сопрано

    Смеральдина (Sméraldina), арапка, ее служанка - меццо-сопрано

    Труффальдино (Trouffaldino), придворный - тенор

    Линетта (Linette), принцесса - контральто

    Николетта (Nicolette), принцесса - меццо-сопрано

    Нинетта (Ninette), принцесса - сопрано

    Кухарка - хриплый бас

    Фарфарелло (Farfarello), дьявол - бас

    Церемониймейстер - тенор

    Герольд - бас

    Трубач - басовый тромбон

    Десять Чудаков - 5 теноров, 5 басов

    Трагики - басы

    Комики - тенора

    Лирики - сопрано и тенора

    Пустоголовые - альты и баритоны

    Чертенята - басы

    Медики - тенора и баритоны

    Хор: Придворные

    Уроды, Пьяницы, Обжоры, Стража, Слуги, Четыре солдата - без слов

     

    Сюжет:

    Действие происходит в вымышленном государстве.

     

    Пролог. При опущенном занавесе на большом просце­ниуме разыгрывается своеобразное «сражение» между пред­ставителями различных литературно-театральных вкусов. Мрачные Трагики, яростно размахивая зонтиками, требуют высоких трагедий, жизнерадостные Комики — бодрящего, оздоровляющего смеха, вздыхатели-Лирики — романтичес­кой любви, цветов и луны. Затем врывается компания Пусто­головых, которые не признают ничего, кроме бездумных фар­сов. Потасовка становится всеобщей, и только вмешательство десяти Чудаков, которые разгоняют всех, призывая публику слушать .новую пьесу «Любовь к трем апельсинам», кладет ей конец. Чудаки занимают место в двух башнях с балкончи­ками, расположенных по краям сцены, и требуют поднять занавес. В ответ на их призыв появляются трубач с героль­дом. Трубач трубит в басовый тромбон, а герольд величествен­но возглашает: «Король Треф в отчаянье, потому что сын его, наследный принц, болен ипохондрической болезнью!»

     

    Действие первое. Картина первая. Толпа медиков, осмотрев больного Принца, пришла с докладом к королю Треф. Хором перечисляют они невероятное количество бо­лезней, обнаруженных у несчастного Принца, завершая свою речь мрачным выводом: «Непреодолимое ипохондрическое явление».

    Медики уходят. Король и его приближенный Панта­лон горюют. Чудаки на башнях волнуются, как бы плачущий Король не потерял свой престиж перед публикой. Вдруг Ко­роль вспоминает, что врачи как-то сказали, будто Принцу может помочь смех. Панталон энергично берется за дело: надо устроить при дворе праздники, игры, маскарады, надо развеселить Принца во что бы то ни стало. Он вызывает Труффальдино — человека, умеющего смешить,— и прика­зывает ему устроить веселый праздник. Король отдает ана­логичное распоряжение своему первому министру Леандру. Тот принимает его со скрытой враждебностью — ведь он не заинтересован в выздоровлении Принца.

    Картина вторая. В темноте перед кабалистическим занавесом разыгрывается фантастическая сцена. Маг Челий и ведьма Фата Моргана, окруженные воющими чертенята­ми, играют в карты. Челий, покровительствующий королю Треф и его сыну, трижды проигрывает. Под рев чертенят Фата Моргана проваливается, обнимая .сияющее изображе­ние короля Пик (Леандра).

    Картина третья. В королевском дворде. Леандр мра­чен. Принцесса Клариче напоминает ему, что в случае смер­ти Принца она будет наследницей престола и, выйдя замуж за Леандра, сделает его королем. «Так что же вы делаете для здоровья Принца?» — зловеще спрашивает она. «Я его корм­лю трагической прозой, я его питаю мартелианскими стиха­ми»,— отвечает Леандр, считающий, что такая пища подей­ствует вернее любого яда.

    В этот момент толпа Трагиков выбегает на сцену, тре­буя: «Высоких трагедий! Скорби! Стенаний! Убийств!» Чу­даки с трудом выгоняют их со сцены.

    Принцесса Клариче считает метод Леандра слишком медлительным. «Принцу нужен опий или пуля»,— цинично заявляет она. Проходят Труффальдино и слуги с празднич­ным реквизитом. Чудаки радуются возможному исцелению Принца. Но эта мысль приводит в ужас заговорщиков. Кла­риче продолжает настаивать на немедленном убийстве. Вне­запно Леандр обнаруживает спрятавшуюся Смеральдину, которая подслушивала разговор. Разгневанная Клариче хочет казнить арапку, но та открывает, что она — служанка Фаты Морганы, которая покровительствует Леандру и сама придет на праздник, чтобы помешать выздоровлению Прин­ца. Трое заговорщиков заклинают ведьму им помочь.

     

    Действие второе. Картина первая. В спальне, на­поминающей аптеку, Труффальдино пляшет и потешает больного Принца, который сидит в кресле с компрессом на голове и непрерывно принимает всевозможные лекарства. Больной и не смотрит на весельчака; он плачет, стонет, каш­ляет, плюет. Труффальдино утверждает, что из плеватель­ницы пахнет старыми, гнилыми и вонючими рифмами («Мартелианские стихи!» — восклицают Чудаки). Труффальдино начинает уговаривать Принца пойти на праздник, и тут на сцену выбегают неугомонные Комики, снова требуя «оздоров­ляющего смеха». Чудакам удается лопатами прогнать их за кулисы.

    Во дворце начинается торжество. Доносятся звуки ве­селого марша, Вышедший из терпения Труффальдино взва­ливает Принца к себе на спину и, несмотря на отчаянное со­противление, уносит его на праздник.

    Картина вторая. В большом парадном дворце коро­левского замка идет спектакль. На террасе сидят Король, Клариче и Принц, укутанный в шубы; многочисленные бал­коны заняты придворными. Труффальдино объявляет но­мера комического дивертисмента. Происходит бой уродов на дубинках; все смеются, но Принц не обращает на уродов ни­какого внимания.

    Внезапно Леандр замечает безобразную нищую стару­шонку и хочет прогнать ее, но узнает в ней Фату Моргану, которая пришла воспрепятствовать смеху Принца.

    Второй номер программы: начинают бить фонтаны мас­ла и вина, к которым устремляется толпа пьяниц и обжор, но их смешная возня также нисколько не интересует Прин­ца. Расстроенный Труффальдино замечает неизвестную ста­рушонку и сердито гонит ее прочь. Та злится, брыкается и нелепо падает на землю.

    И вдруг — раздается смех Принца, сначала словно не­уверенный, тихий, потом все более веселый и, наконец, звонкий, радостный, неудержимый. Он передается всем при­сутствующим, кроме Леандра и Клариче. Оказывается, Принца рассмешила упавшая на землю старушонка. От ра­дости все пускаются в пляс.

    Но тут разъяренная Фата Моргана поднимается и, окруженная чертенятами, наступает на Принца со слова­ми заклятья: «Влюбись в три апельсина! Беги, беги к трем апельсинам!» Придворные в ужасе разбегаются. Заклятье начинает действовать немедленно, и Принц с небывалым приливом энергии пускается в путь, взяв с собою верного Труффальдинр. Дьявол Фарфарелло дует им в спину, ус­коряя их движение навстречу гибели.

     

    Действие третье. Картина первая. В мрачной пу­стыне маг Челий вызывает Фарфарелло и пытается по­мочь Принцу и Труффальдино, но безуспешно: дьявол на­поминает, что Челий проиграл их в карты, и со смехом ис­чезает.

    По дороге к замку злой волшебницы Креонты, где на­ходятся три апельсина, идут Принц и Труффальдино. Че­лий пытается их образумить, рассказывая о страшной Ку­харке, которая убьет их в замке огромной медной ложкой, но Принц его не слушает. Тогда Челий дает Труффальдино волшебный бантик: если этот бантик понравится страшной Кухарке, им, возможно, удастся спастись. Маг предупреж­дает путников, что три апельсина можно открывать только около воды.

    Снова выскакивает Фарфарелло и дует в спины Принца и Труффальдино, которые стрелой улетают к замку Креонты.

    Картина вторая. Принц и Труффальдино влетают во двор замка Креонты. Они со страхом озираются вокруг, под­крадываются к кухне и прячутся при появлении великан­ши Кухарки с гигантской суповой ложкой. Кухарка находит спрятавшегося Труффальдино и грозно трясет его за шиво­рот, но вдруг замечает волшебный бантик и с интересом ста­рой кокетки начинает его рассматривать. Тем временем Принц пробирается в кухню и уносит три апельсина. Труффальдино дарит бантик окончательно смягчившейся Кухар­ке, а сам убегает вслед за Принцем.

    Картина третья. Снова пустыня. Утомленные Принц и Труффальдино тащат три сильно выросших апельсина. От усталости Принца клонит ко сну, а Труффальдино изныва­ет от жажды.

    Принц засыпает. Труффальдино решает разрезать один из апельсинов, забыв о предостережении мага. Но вме­сто сока из апельсина появляется девушка в белом платье — принцесса Линетта и, обращаясь к онемевшему от изумле­ния Труффальдино, просит пить. Видя, как она слабеет от жажды, Труффальдино вскрывает второй апельсин. Отту­да выходит вторая девушка в белом — принцесса Николетта и также просит пить. Обе они тянутся с мольбой к своему освободителю, который ничем не может им помочь. Прин­цессы умирают, а Труффальдино в ужасе убегает.

    Просыпается Принц. Он поручает проходящим солда­там похоронить умерших девушек, а сам решает разрезать последний апельсин: «Я знаю, в нем сокрыто мое счастье!»

    Появляется принцесса Нинетта, и восхищенный Принц на коленях клянется ей в любви. Нинетта нежно заверяет, что давно ждала его. Но вдруг она бледнеет и умоляет Прин­ца дать ей пить, иначе она умрет от жажды. Принц бессилен ей помочь, Нитетта слабеет с каждой минутой...

    Тут в ход событий вмешиваются Чудаки. Пожалев де­вушку, они выносят ведро воды, из которого Принц поит свою избранницу. А в ответ на взаимные признания счастливых влюбленных слышатся голоса Лириков, проникших поти­хоньку на сцену, но Чудаки убеждают их уйти и не мешать...

    Принц торжественно приглашает Нинетту следовать за ним во дворец, но Нинетта просит его предупредить Ко­роля и принести ей королевское одеяние. Принц удаляется, а этого только и нужно было Фате Моргане и Смеральдине, которые подкрадываются к беззащитной Принцессе, погру­женной в светлые мечты. Смеральдина вонзает Нинетте в голову волшебную булавку, и та обращается в крысу. Под возмущенные вопли Чудаков крыса убегает, а Смеральдина занимает место Принцессы. Фата Моргана скрывается.

    Слышатся звуки марша. Появляется торжественное шествие с факелами. Принц привел с собой Короля, Клариче, Леандра, Панталона и остальных придворных. Но вме­сто белоснежной Нинетты перед ним — чернокожая Смеральдина. К тому же она заявляет, что она — Принцесса и будто Принц обещал на ней жениться. Принц в ужасе, но Король говорит, что данное им царское слово непреложно и он должен жениться на арапке. Шествие направляется во дворец.

     

    Действие четвертое. Картина первая. Перед каба­листическим занавесом снова встречаются ненавистные друг другу Фата Моргана и маг Челий. Каждый из них обвиняет другого в недостойных методах колдовства: какие-то банти­ки, булавки... Разве так поступают настоящие волшебники? Скандал грозит перейти в драку. В это время Чудаки окру­жают Фату Моргану, обещая рассказать ей что-то важное, и, внезапно втолкнув ее в одну из башен, крепко запирают. «Ну, теперь скорей спасай своих любимцев!» — кричат они Челию.

    «Помни, ведьма, как грозен маг Челий!» — провозгла­шает последний, грозя ей издали.

    Картина вторая. В тронном зале все готово к брако­сочетанию. Под звуки марша появляется торжественное шествие. Но когда поднимают бархатный балдахин, на тро­не, предназначенном для Принцессы, все видят огромную крысу. Придворные в страхе пятятся. Появляющийся маг Челий заклинает крысу превратиться в Нинетту, но это превращение происходит не от его заклинаний, а от залпа придворной стражи.

    Все в восхищении от красоты Нинетты. Принц броса­ется к своей невесте, а появившийся неизвестно откуда Труффальдино разоблачает Смеральдину.

    Король Треф приговаривает Леандра, Клариче и Сме­ральдину к повешению, но злодеи обращаются в бегство. Стража и придворные бросаются их преследовать. Вдруг Фата Моргана, взломав дверь башни, появляется и спасает своих сообщников от казни, проваливаясь вместе с ними в преисподнюю. Из люка поднимаются огонь и дым.

    Все прославляют Короля, Принца и принцессу Нинетту.

    Copyright STuloose © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz