«Повесть о настоящем
человеке» (1948)
Последняя опера Прокофьева, в 3 действиях, 10 картинах. Либретто
композитора и Миры Александровны Мендельсон-Прокофьевой (Mira Mendelson-Prokofieva,
1915-1968) по повести Бориса Полевого (Boris Polevoy) «Повесть о настоящем человеке» (1946). Премьера:
3 декабря 1948 года в Театре оперы и балета им. С. Кирова, Ленинград.
2-я редакция: 7 октября 1960 года в Большом театре Союза
СССР, Москва. В либретто был внесен ряд изменений, были произведены некоторые
сокращения, действие стало более динамичным.
Действующие лица:
Алексей (Alexey Maresyev), летчик - баритон
Ольга (Olga), его невеста - сопрано
Федя и Серёнька, ребята из колхоза - ритмический говор
Дед Михайло (Mihailo), председатель колхоза - тенор
Петровна, колхозница - сопрано
Варя (Varya), сноха деда Михайлы - меццо-сопрано
Бабка Василиса (Vasilissa) - контральто
Андрей Дегтяренко (Andrei Dzhegtyarenko), летчик, друг
Алексея - бас
Василий Васильевич, известный хирург - бас
1-й хирург - тенор
2-й хирург - баритон или бас
Мать Алексея - меццо-сопрано
Клавдия (Klaudiya Michailovna), медсестра - меццо-сопрано
Комиссар Семен Воробьев (Semyon Vorobyev) - бас
Кукушкин, летчик - характерный тенор
Гвоздев, танкист - тенор
Анюта, студентка - сопрано
Сержант Васильевич (Vasilyevich) - бас
Зиночка (Sinocka) - сопрано
Старший врач - тенор
Полковник - бас
Летчики, колхозницы.
Сюжет:
Время действия:
Великая Отечественная война 1941—1945 годов.
В воздушном бою
вражеские истребители сбили машину Алексея, он оказался в глухом безлюдном
лесу, где каждая ветка таит опасность, каждый шорох угрожает смертью. Надо двигаться
на восток к своим, но что-то случилось с ногами: каждый шаг причиняет
нестерпимую боль.
Три дня мучительного
пути привели Алексея на опушку леса, хранящую следы недавнего боя. Жуткую
картину представляет мертвое поле: подбитые танки, разорванные пушки, замерзшие
трупы бойцов. Летчик совершенно выбился из сил, ему хочется лечь, забыться. Но
раненый понимает, что стоит хоть немного расслабить волю — и ему больше не
подняться. На груди он хранит фотографию любимой, ему вспоминаются Волга,
Камышин. Воспоминания рождают новый приток энергии. Хоть ползком, но двигаться
вперед. Не умолкает гул канонады — фронт близок.
Двое ребят, Федька и
Серёнька, с удивлением следят из-за кустов, как то ли зверь, то ли человек
катится по снегу, издавая время от времени глухой стон. Ребята окликнули его.
Трудно поверить, что это изможденное существо — советский летчик. Их убеждают в
этом слезы радости Алексея, впервые за 18 дней своего тяжкого пути услышавшего
родную речь. Дети рассказали ему, что немцы сожгли их деревню, и всем пришлось
уйти в лес. Сейчас колхозники живут в землянках. Бережно укутав Алексея, они на
санках увозят его к себе.
В землянке деда
Михаилы тускло горит лучина. Неторопливо текут стариковские думы о разоренном
оккупантами хозяйстве, приближающейся поре сева. Тоскует Варвара о пропавшем
без вести муже-фронтовике. В полузабытье тихо стонет на нарах Алексей. Его
состояние тревожит всех жителей лесной деревни. Бабка Василиса зарезала
единственную курицу, чтобы подкрепить силы раненого. Слышен шум приближающегося
самолета. В землянку входит Андрей, полковой друг Алексея. Это Серёнька
оповестил его о раненом летчике. Алексея увозят в столичный госпиталь.
На больничной койке
Алексей тревожно бредит после только что прошедшей операции. Врачи, мать,
Ольга, Андрей рисуются в его воспаленном сознании. Путаные видения сопровождает
неотвязная мысль: он лишился ног, им будут тяготиться близкие, напрасно ждут
однополчане. Ведь летчик без ног, что птица без крыльев, жить и клевать еще
может, но летать — никогда. Медсестра Клавдия пытается успокоить больного. А
жизнь в палате идет своим чередом. Комиссар Воробьев рассказывает о героизме
красных конников в гражданской войне. Брюзжит по обыкновению Кукушкин. Мечтает
о встрече с Анютой Гвоздев, завязавший переписку со студентками-медичками.
Только Алексей замкнулся, ушел в свои невеселые думы. Но и к его душе подобрал
ключ комиссар. Он разыскал в журнале статью о поручике Карповиче, который,
несмотря на ампутацию ступни, продолжал боевые вылеты. Задумался Алексей: он
лишился обеих ног, да и современный самолет требует значительно большей
ловкости и сноровки. Но ведь он советский человек! Алексей принимает решение во
что бы то ни стало вернуться в строй.
Приближается весна.
Выздоравливающие мечтают о скором возвращении на фронт. Упорно тренируется
Алексей, огромным усилием воли заставляя себя сделать первые шаги на протезах.
Гвоздев беспокойно посматривает в зеркало на обезображенное ожогами лицо.
Суетится Кукушкин, удивляясь выдержке друзей. И только комиссар Воробьев, сумевший
поднять на ноги всех обитателей палаты, возродить в них любовь к жизни,
уверенность в достижении поставленной цели, слабеет с каждым днем. Как большое
горе воспринимают раненые, его смерть.
Перед выпиской из
госпиталя Алексей решился, наконец, отправить Ольге письмо, сообщить ей о своем
ранении, обо всем выстраданном и пережитом, о той внутренней борьбе, которую
ему пришлось выдержать.
В санатории летчиков
радостное оживление — группе отдыхающих разрешена досрочная выписка. Они
отправятся защищать город на Волге, где решается судьба Родины, исход войны. И
Алексей надеялся вернуться с ними на фронт, но медицинская комиссия не
удовлетворила его просьбу и направила на работу в тыл. Чтобы показать, как
ловко он владеет протезами, Алексей принимает участие в танцах. Его выдержка и
самообладание заставляют врачей изменить решение. Они отправляют Алексея в
тренировочную школу.
Алексей, Андрей и
Анюта любуются красотой озера, мягко освещенного лунным светом. Их мысли
обращены к боевым друзьям в действующей армии. Возникает фронтовая панорама.
Насмерть стоят сотни бойцов, веря в близкую победу над врагом.
На лесном аэродроме
все ждут возвращения Алексея из боевого полета. Раненый Андрей рассказывает,
как в воздушном бою Алексей выручил его. Он не верит, что его друг, такой ценой
вернувшийся в строй, погиб. Показывается самолет. Товарищи радостно
приветствуют Алексея, совершившего новый подвиг. Он вновь будет сражаться.
|