|
«Стальной скок» (1927)
Одноактный балет в двух картинах. Либретто Георгия Богдановича
Якулова (Жорж Якулов, 1884-1928) и композитора. Хореография Леонида Мясина (Leonid Massine). Премьера: 7 июня
1927 года в Театре Сары Бернар (Theatre Sarah-Berhardt), труппа «Русский
балет Дягилева», Париж.
Сюжет:
Пролог
Дефилирование силуэтов слева направо:
1) матросы, в воинственном беге, заломив шапки, держа ружья
вниз и беря их на изготовку, в куртках, надетых на одно плечо;
2) ирисники, ирисницы, папиросники, папиросницы — галопируют
и кружатся с коробками «ирисов» и папирос;
3) оратор — решительный шаг вперед и два маленьких назад,
вертясь винтом и тыча пальцем в книгу;
4) испуганная дама пробегает нервной походкой, манипулируя
зонтиком, открывая и закрывая его;
5) комиссары — с сознанием собственного достоинства, затем
внезапно прислушиваются, делают прыжки в разные стороны и снова переходят в
важную походку; исчезают во время прыжка;
6) бандиты-жулики прыгают на носках, ползут и снова прыгают;
7) мешочники, спотыкаясь под грузом своих мешков, падают,
перекидывая мешки через головы, а затем сами перекувыркиваясь через мешки.
Акт первый
Свет на сцену. Подходит поезд (справа), высыпают мешочники;
с противоположной стороны, навстречу им, голодные горожане с вещами для меновой
торговли: баба с мешком и поросенком, господин с креслом и дама, держащая на
палке визитку, как флаг, на фоне общей сутолоки.
Папиросник, папиросница, ирисник и ирисница вьются мелким
бесом со своими лотками. Появляются три комиссара (два комиссара и одна
комиссарша) в разноцветных френчах и начинают теснить толпу. Толпа на три
четверти рассеивается.
Два жулика, подкравшись, обкрадывают комиссара. Три
комиссара гонятся за двумя жуликами. Жулики, спасаясь, лезут по лестницам и на
канате перебрасываются на среднюю площадку, скользят по доске вниз й исчезают в
кулисах. Комиссары следуют за ними тем же путем и тоже исчезают.
Застрявшие на сцене несколько торговцев в ужасе жмутся друг
к другу. Из их среды выделяется оратор, произносящий негодующую речь (танец).
Несколько человек слушают, среди них хорошенькая работница, на которую особенно
наседает оратор в своей речи. Входят пятеро матросов — нарядных, развязных.
Четверо рассеиваются по сцене, покупая товары и широко бросаясь деньгами.
Пятый, главный, заинтересовывается сценой работницы с оратором и, желая
защитить ее, становится между ними. Оратор продолжает речь, но затем в гневе
бросает книгу. Книга на резинке возвращается к нему. Оратор возмущенно
ретируется.
Первое жеманное знакомство матроса с работницей: танцуют
вместе, но не соприкасаясь. Матрос, которого зовут товарищи, раскланивается и
удаляется. Работница исчезает в противоположной стороне. Возвращаются комиссары
с пожарными и очищают базар.
Антракт
Пожарные (балетные артисты) пластическими движениями
переставляют под музыку декорации, меняя на фабрику.
Акт второй
К окончанию музыкального антракта предыдущая сцена вокзала
превращена в фабрику. Пожарники, танцуя, удаляются. Одновременно с этим
появляется на сцене главный матрос, который решил сделаться рабочим. Короткий
сольный танец с переодеванием в костюм рабочего. Входят четверо рабочих и
вместе с переодевшимся матросом начинают работу на первой машине, находящейся
около первой кулисы.
Несколько позднее на самой дальней и высокой площадке
начинают работать пятеро работниц, среди них главная героиня. Эта работа на прокатной
машине, находясь за сеткой, видна силуэтно.
Герой (экс-матрос), увидев свою возлюбленную, устремляется к
ней и по дороге попадает на большую площадку, находящуюся посередине сцены:
между машиной, у которой он работал, и площадкой, на которой работают женщины.
Таким образом, его отделяют от возлюбленной пустое пространство и сетка. Герой
в отчаянии, что не может к ней попасть. На его площадку поднимаются пятеро
новых рабочих с молотками, малыми и большими, и, начав на этой площадке работу,
втягивают в нее и героя. Работа молотками исключительно балетная — без шума.
Между тем световыми эффектами ликвидируются работы у первой машины и на дальней
площадке с женщинами. Но зато группа работниц (среди них и героиня) начинает
работу у новой машины у правой кулисы. Героиня с высоты небольшой площадки у
последней машины замечает героя, работающего молотом на средней площадке; их
мимическая сцена с разных площадок. Оба сбегают вниз на первый план — этим
знаменуется начало финала.
Финал
Главные герои танцуют вдвоем внизу на педальных аппаратах,
одновременно с этим вся фабрика приходит в движение. Педальные аппараты
построены по принципу станка точильщика или ножной швейной машины. Балетный
прыжок завершается ударом по педали, которая приводит в движение небольшую
систему колес. Первый удар по педали является отправным пунктом движения всей
фабрики: снова начинается работа на первой машине у левой кулисы, а также на
верхней дальней площадке (прокатная работа) и продолжается работа на машине у
правой кулисы. Со средней площадки, на которой была беззвучная работа
молотками, спускаются двое рабочих с огромными молотами — деревянными, пустыми
внутри — и начинают громко ударять ими сообразно с указаниями в партитуре;
другие рабочие с меньшими молотками остаются на средней площадке и тоже ударяют
ими ритмически. Сверху спускается сложный блок, приходящий в движение.
На протяжении всего финала, который длится от трех до
четырех минут, на декорациях в разных местах играют световые рекламы.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
| |