|
«Терпсихора» (Terpsicore, 1734) – вступление к опере « Верный пастух»
Балетмейстер Мари Салле (Marie
Sallé, 1707-1756). Премьера: 9 ноября 1734 года, «Ковент-Гарден», Лондон.
Действующие лица:
Аполлон
Эрата, муза любовной поэзии
Терпсихора
Составить представление об этом балетном дивертисменте можно
по описанию В. М. Красовской. 8 ноября 1734 года журнал «Пчела» сообщил:
Г. Гендель начинает завтра оперой «Верный пастух», которой
будет предшествовать новое драматико-музыкальное представление. Композитору не
пришлось далеко искать сюжет, чтобы сочинить это произведение, известное под
названием «Терпсихора». Судя по всему, оно было парафразой характеров любви или
характеров танца, которые Гендель мог видеть, когда Салле исполняла их в
предыдущем сезоне». Сюжет «Терпсихоры» действительно не был нов, равно как и форма
этого единственного балета Генделя. По правилам балетных дивертисментов,
унаследованных от XVIII века, «Терпсихора» включала хоры и сольное пение.
Аполлон (представляющий,
вероятно, особу самого Генделя) объяснял музе любовной поэзии Эрато, что
покинул Парнас (то есть Музыкальную академию в Лондоне, которой Гендель
руководил), желая узнать, достойна ли новая академия (то есть «Ковент-Гарден»)
его покровительства. Он спрашивал, придет ли Терпсихора.
Являлась Салле-Терпсихора и,
прослушав дуэт Эрато и Аполлона, танцевала на ту же музыкальную тему сарабанду.
Затем певцы пели о любви, ревности, ветрености и т. п., а Салле пластически
воплощала их пение. Под конец она изображала в «одушевленном танце»
стремительность полета ветров и исчезала в разгар финального хора. Банальность
сюжета искупалась, однако, силой музыки Генделя и выразительностью танца Салле.
| |