Оперетта в трех актах. Либретто Альфреда Грюнвальда (Alfred Grunwald, 1884-1951) и Фрица Лёнер-Беды (Fritz Löhner-Beda, 1883-1942). Премьера: 23 декабря 1932 года в Большом драматическом театре
(Гроссе Шаушпильхаус, Schauspielhaus Berlin, сейчас - Концертный зал, Konzerthaus Berlin), Берлин.
Спустя пару недель после премьеры к власти пришел Адольф Гитлер, и – «Бал в Савойе» сняли из репертуара. Причиной стала ненависть фюрера к джазовому стилю негритянского происхождения.
В России "Бал в "Савойе" впервые был поставлен в 1943 году.
«Бал в Савойе» называют последней опереттой, потому что дальше наступило время мюзиклов. Танго «Танголита» из этого спектакля стало мировым шлягером.
Одна из самых танцевальных оперетт: здесь царят вальс, танго, фокстрот, румба, степ. Здесь все - полуправда-полушутка, отчасти - розыгрыш, рассказ о сердечных авантюрах. Несмотря на роковые стечения обстоятельств, все любовные интриги завершаются радостным финалом, герои остаются верными друг другу, их ждет долгая и счастливая жизнь.
Действующие лица:
Жестен де Фошаз (Aristide de Faublas), маркиз - tenor
Мадлен (Madeleine de Faublas), его жена - soprano
Дези Добль (Daisy Darlington (Parker)), она же Хосе Пасодобль (José Pasodoble), ее кузина, джаз композитор - soprano
Мустафа-бей (Mustapha Bey), атташе турецкого посольства - tenor
Танголита (Tangolita), аргентинская танцовщица – contralto
Арчибальд (Archibald), камердинер Жестена - baritone
Морис, парижанин
Рене, молодой парижанин
Полет, парижанка
Лили, молодая парижанка
Селестен (Célestin Formant), адвокат – spoken
(Ernest Bennuet), его молодой друг - spoken
Альберт (Albert), владелец салона мод в Париже – spoken
Помероль (Pomerol), метрдотель в «Савойе» - spoken
Бебе (Bébé), модель - spoken
жены Мустафы-бея:
Бланка (Blanca) из Праги - spoken
Труда (Trude) из Берлина - spoken
Илонка (Ilonka) из Будапешта - spoken
Мерседес (Mercedes) из Мадрида - spoken
Лючия (Lucia) из Рима - spoken
Миззи (Mizzi) из Вены – spoken
Гости Жестена, персонал и гости отеля, гости на балу, танцоры и танцовщицы
Сюжет (в соответствии с трехактной версией с прологом):
Место: Вена, Ницца и Париж, 1932 год.
Пролог: Венеция, палас на Гранд канале.
Первое действие. Холл на вилле в Ницце
Второе действие. Фойе в танцевальном зале отеля «Савой» в Париже.
Третье действие. Холл на вилле в Ницце
Сюжет (в соответствии с двухактной версией):
Первое действие.
Романтический пролог. Венеция. В одной из гондол – счастливые молодожены маркиз Аристид де Фобла и Мадлен.
Холл на вилле в Ницце. Аристид и Мадлен, шумно встречаемые толпой друзей, вернулись в свою виллу в Ницце из свадебного путешествия. Они планируют провести свой первый семейный вечер дома. Однако Аристида ждет «сюрприз» - телеграмма от бывшей возлюбленной Танголиты, которая ждет его на сегодняшнем балу в отеле «Савой». Год назад он подписал чек, в котором обязался провести еще один вечер с ней. Опасаясь огласки их отношений, он был вынужден согласиться на эти условия. Аристид рассказывает об этих неприятностях своему другу – турецкому консулу Мустафе-бею, подыскивающему себе очередную жену.
К Мадлен приехала ее кузина Дэзи Добль, прибывшая из Нью-Йорка чтобы сделать карьеру джазового композитора и выступающая под псевдонимом Хосе Пасодобль. Мустафа и Дэзи знакомятся. Мустафа под предлогом встречи со «старым другом Пасодоблем» помогает Аристиду отбыть в «Савой» (разворачивающаяся сцена пародирует аналогичный эпизод первого акта «Летучей мыши»). Мадлен, догадываясь, что ее муж на самом деле отправился на свидание, решает ему отомстить. Она заказывает у своего модельера фривольный костюм и маску и отправляется вслед за ним.
Фойе в танцевальном зале отеля «Савой» в Париже. Мустафа встречается со своими шестью бывшими женами и сообщает им о своем решении жениться в седьмой раз. Появляется Танголита – весьма эксцентричная дама. Она ищет Аристида. Затем прибывает никем не узнанная Мадлен, разыгрывающая из себя кокотку. Здесь же – робкий Селестен, помощник адвоката Мустафы по бракоразводным делам, который отправился в «Савой» «прожигать» свой гонорар. Аристид флиртует с неузнанной им Мадлен (снова парафраз «Летучей мыши»), а Мустафа – с Дэзи. Появившаяся Танголита, требуя выполнения «условия», увлекает Аристида с собой.
Второе действие. Селестен знакомится с Мадлен. Обе пары – Селестен и Мадлен и Аристид и Танголита - снимают соседние номера, причем Селестен, узнав, что имеет дело с дамой «высшего света», так и не решается ни на какие действия, а Аристид даже успевает поговорить по телефону с супругой, будучи уверенным, что она находится дома.
Посреди вечера, на котором Дэзи наконец раскрывает свое инкогнито и в полной мере наслаждается плодами триумфа, появившаяся Мадлен публично обвиняет своего мужа в измене и заявляет, что только что отплатила ему той же монетой, изменив с первым встречным. Разыгрывается скандал.
Вилла супругов де Фобла. О вчерашнем скандале на балу говорит весь город. Слуги Аристида и Мадлен Арчибальд и Бебе принимают стороны, соответственно, хозяина и хозяйки. Мадлен объявляет мужу о своем решении развестись с ним и готовится к отъезду. По делу о разводе из адвокатской конторы является…Селестен, который невольно выбалтывает Аристиду всю правду о прошлой ночи, а Мадлен узнает, что измена Аристида также не состоялась. В итоге, «ничего не было» и любящие супруги прощают друг друга.