Перголези - марка Гвинеи Бисау
Джованни Баттиста Драги (Draghi,
Drago) родился 3 января 1710 года в городке Ези (Jesi, тогда Папская
область, ныне - итальянская провинция Анкона). Псевдоним Перголези возник от названия города Пергола, откуда родом были предки
композитора. К сожалению, ни о его родителях
(Francesco Andrea Draghi и Anna Vittoria Giorgi), ни о ранних детских годах
его жизни практически ничего не известно, за исключением того, что братья и сестра
умерли в детстве, его здоровье тоже было слабым. В 13 лет Перголези поступил в
неаполитанскую консерваторию «Dei poveri di Gesu Cristo» (Господа бедных Иисуса
Христа) — приют для детей бедняков, в котором основное внимание при обучении
уделялось музыке, так как город нуждался в церковных певчих. Там Перголези
занимался у выдающихся композиторов и педагогов своего времени — Гаэтано Греко,
Леонардо Винчи и Франческо Дуранте по композиции, у Д. Маттеи в классе скрипки.
Еще учеником, в 1731 году, Перголези создал духовную драму «Святой Вильгельм
Аквитанский» (этот жанр был традиционным для выпускных работ лучших учеников консерватории,
где он учился), прозвучавшую в монастыре Санта Агнеса Маджоре. В том же году
появилась и его первая опера-seria «Салюстия», поставленная в неаполитанском
театре. Вслед за ней создаются новые сценические опусы. В 1732 году он кладет
на музыку комедию «Влюбленный брат» на неаполитанском диалекте (автор текста
Дж. Федерико).
Посредственный успех оперных сочинений на некоторое время охладил интерес Перголези к театру, и он обратился к инструментальной музыке. За короткое время им были созданы более трех десятков трио для двух скрипок и баса, монументальная двуххорная Месса и Магнификат, которые позднее принесли молодому музыканту всемирную славу. В 1733 году композитор вновь обращается к музыкальному театру и создает оперу-seria «Гордый пленник», поставленную в театре Сан-Бартоломео с комической интермедией «Служанка-госпожа» на либретто Дж. Федерико — первый классический образец итальянской оперы-буффа. Вставлять веселые незамысловатые интермедии из народной жизни, основанные на живущих в итальянском быту жанрах с народными интонациями, в антракты опер-seria — возвышенных, написанных на мифологические или героические сюжеты, наполненных виртуозными разноплановыми ариями, было принято в итальянском театре. Однако «Служанка-госпожа» Перголези — оперная миниатюра всего из двух небольших актов с двумя действующими лицами и одним безмолвным персонажем, — вскоре «оторвалась» от оперы, интермедией в которой являлась, и начала поистине триумфальное шествие по театрам не только Италии: она выла переведена на французский язык и выдержала во Франции около 200 представлений. Более того — она дала импульс к возникновению национальной французской комической оперы. Вообще во Франции творчество итальянского композитора оценивали очень высоко.
Перголези пишет еще подобные пары опер. В частности, в
1734 году ставится его опера-seria «Адриан в Сирии» на либретто знаменитого
Метастазио с интермедиями «Ливьетта и Тракколо». В другом неаполитанском
оперном театре, «Фьорентини», идут его оперы «Влюбленный монах», «Фламинио».
В 1735 году композитору заказывает оперу-seria римский Театр Тординона.
Появляется его прославленная «Олимпиада» — вершина творчества Перголези в жанре
оперы-seria, где наиболее полно выразилось его лирическое дарование. Но публика
приняла ее не сразу. Перголези в это время служит регентом капеллы «Санта
Мария» в Лорето. С детства нервный и болезненный, композитор постоянно
чувствует себя плохо — сказывается развивающаяся чахотка. Вскоре он вынужден отказаться
от этой должности и переезжает в небольшое местечко Поццуоли близ Неаполя. Там
он полностью посвящает себя духовной музыке. Одна за другой появляются кантаты,
мессы, Магнификат, другие духовные сочинения, и, наконец, Stabat Mater —
вдохновенное произведение, до сих пор занимающее почетное место в мировом
концертном репертуаре. Это произведение долго не могло удовлетворить художника:
он усиленно работал над переделками Stabat Mater вплоть до последних дней
жизни.
Есть основания полагать, что композитор был влюблен в
девушку из благородной семьи, Марию Спинелли, и она отвечала ему взаимностью. Но
родители не разрешили ей выйти замуж за Перголези, а дали три дня, чтобы
выбрать мужа. Девушка отказалась и в 1735 году умерла. Перголези дирижировал
Реквиемом на ее похоронах, а через год умер сам в возрасте 26 лет (16 марта
1736 года в Поццуоли).