Serafima Tuloose
Четверг, 21.11.2024, 11:14
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0



    Балет.  Либретто А. Белинского по одноименной поэме А. Твардовского. Балетмейстер В. Васильев.

    Первое представление: ЦТ («Ленфильм»), 1984 год.

     

    Начало без музыки. Три портрета Александра Трифоновича и его голос за кадром. Звучит начало поэмы «Дом у дороги»:

    Я начал песню в трудный год,

     Когда зимой студеной

     Война стояла у ворот

     Столицы осажденной.

     Но я с тобою был, солдат,

     С тобою неизменно —

     До той и с той зимы подряд

     В одной стране военной...

    И где бы ни переступал

     Каких домов пороги,

     Я никогда не забывал

     О доме у дороги.

    Появляется титр — «Дом у дороги». Мелодию вальса играет на гармони одной рукой крестьянин в кепке. На подоконнике свежевыструганного сруба сидит герой фильма и вспоминает...

    Первый хореографический эпизод — «Сенокос»:

    В тот самый час воскресным днем,

     По праздничному делу,

     В саду косил ты под окном

     Траву с росою белой.

     Трава была травы добрей —

     Горошек, клевер дикий,

     Густой метелкою пырей

     И листья земляники.

     И ты косил ее, соря,

     Кряхтя, вздыхая сладко,

     И сам подслушивал себя,

     Когда звенел лопаткой.

    Идут косари, звучит их песня:

    Коси, коса,

     Пока роса,

     Роса долой —

     И мы домой.

    Песня звучит а капелла. Танец не имитирует движения косы: движения восьми пар напоминают траву, колышущуюся волнами от ветра. Пустая сценическая площадка, по краям ее макеты деревенских изб, линии электрических столбов дают приметы времени. И парни и девушки танцуют босиком. Порты, рубашки с напуском: короче, совсем не условная одежда крестьян на сенокосе. С появлением людей в туфлях на низком каблуке, нарядных косынках и кепках начинается колхозный праздник, и полуклассический танец босиком в первом эпизоде переходит в русскую дробь. Этот эпизод заканчивается поцелуем героя и героини (И. Колпакова и В. Васильев).

    Третий эпизод, их любовное адажио, танцуется тоже босиком, но танцевальный язык здесь на чисто классической основе с партнерскими поддержками.

    Соединение третьего и четвертого эпизодов — точное переложение на язык телевизионной хореографии двух строф Твардовского из «Дома у дороги»:

    И та любовь была сильна

     Такою властной силой,

     Что разлучить одна война

     Могла.

     И разлучила.

    Женская рука бьет железной палкой по висящему рельсу. Выбегает босая женщина с большим платком в руке, за ней — вторая, третья.

    И шла, гудела, как набат,

     Беда по всей округе.

    Четвертый эпизод — «Набат», пятый — «Бой», шестой — «Плен». В «Набате» три сцены. Отчаяние женщин выражается движением разноцветных платов,— именно платов, а не платков. «Птицы с подбитыми крыльями» — образ этого танца.

    Во второй сцене — стремительный выход героев на высоких прыжках с распахнутыми руками, их прощание без объятий, без обычных поддержек,— как хореографиче- екая цитата из первого адажио,— но прощание очень короткое, как были на самом деле прощания перед уходом на войну.

    И, наконец, третья сцена — проводы парней. Ничто не повторяет в рисунке танца прощания героев. Мужчины становятся перед женщинами на колени, как бы прося благословения, потом женщины опускаются на колени перед мужчинами, словно благодаря за будущий ратный подвиг. Мужчины уходят лицом к камере, двигаясь назад с поднятыми в прощальном взмахе руками, и на затихающих звуках музыки «растворяются» (расфокус) платы оставшихся женщин.

    Кадр закрывается дымом. Новый музыкальный эпизод — «Бой».

    Фронт налево, фронт направо,

     И в февральской вьюжной мгле

     Страшный бой идет, кровавый,

     Смертный бой не ради славы,

     Ради жизни на земле.

    Художник Борис Петрушанский, убрав макеты деревенских изб, поставил на площадке четыре противотанковых ежа и покосил телеграфный столб с оборванным проводом. Пятеро бойцов во главе с героем танцуют по-прежнему босиком. Вместо портов — солдатские галифе. Голые тела. В бою «ради жизни на земле» гибнут четверо. Один герой сражается до конца и побеждает.

    Вся виртуозная прыжковая танцевальная техника Владимира Васильева вошла в этот четырехминутный танец. Каждое новое движение снималось рапидом, причем каждая танцевальная комбинация — с разной скоростью. В конце номера герой шел на камеру, менялся свет, и его фигура вырастала в гигантский силуэт с развевающимися волосами.

    Работа Васильева за монтажным столом над построением хореографии эпизода «Бой» напоминала работу нейрохирурга. Десятки микропланов в четырехминутной сцене создали единый эмоциональный сплав. Это высшее достижение Васильева как балетмейстера.

    Следующий эпизод — «Плен». Стихи Твардовского, особенно «Колыбельная» родившемуся в неволе сыну, уже сами по себе музыкальны.

    Сынок, родной сыночек,

     Зачем ты, горестный такой,

     Слеза моя, росиночка,

     На свет явился в час лихой,

     Краса моя, кровиночка?

     Зачем в такой недобрый срок,

     Моя родная деточка?

     Зачем ты тянешься к груди

     Озябшими ручонками,

     Не чуя горя впереди,

     В тряпье сучишь ножонками?

     Живым родился ты на свет,

     А в мире зло несытое,

     Живым — беды, а мертвым — нет,

     У смерти под защитою.

    Гаврилин заменил текст вокализом с аккомпанементом струнных. Само появление нового человека в плену было обозначено музыкальной фразой вальса на гуслях. В сцене не было ни одного танцевального движения, но это был танец.

    Колючая проволока на первом плане. Сапоги немецких солдат, отбивающие такт. На вышке — прожектор. Луч его тоже движется под музыку. Группа пленных. Они раскачиваются и идут вперед, поддерживая падающую героиню. На фортиссимо женского голоса мужчины поднимают героиню на вытянутых руках, потом опускают, и женщины закрывают ее своими телами. Следующий кадр — героиня с младенцем, завернутым в платок. Яркий луч света. Та же мизансцена, что в конце боя. Ветер треплет волосы героини, освещенные солнцем.

    После этих трех образно решенных эпизодов шла сцена возвращения героя в обугленный дом у дороги. Он находит чудом уцелевшую косу, берет ее в руки, и на девятиминутном вальсе идут воспоминания о довоенной деревне. Хореография здесь основана на классике, где женщины впервые встают на пальцы. Музыкальная драматургия вальса очень богата и выразительна. Содержание сцены подсказано стихами. То же поле. Косят вчерашние бойцы. Косит Андрей.

    Чтоб горе делом занялось,

     Солдат вставал с рассвета

     И шире, шире гнал покос

     За все четыре лета.

     Вслед за косой качал солдат

     Спиной, от пота серой.

     И точно время на свой лад

     Своею мерял мерой.

     И косу вытерши травой

     На остановке краткой,

     Он точно голос слушал свой,

     Когда звенел лопаткой.

     И голос тот как будто вдаль

     Взывал с тоской и страстью.

     И нес с собой его печаль,

     И боль, и веру в счастье.

    Опустело поле. Один Андрей все косит и косит. Далекий женский голос поет:

    Коси, коса,

     Пока роса,

     Роса долой —

     И мы домой.

    И не видит солдат, как далеко-далеко за его спиной, на другом конце поля, появилась женская фигура с ребенком на руках. Фильм кончается крупным планом героя на фоне сгоревшего дома. А затем в тишине на экране появляются слова:

    И памятью той, вероятно,

     Душа моя будет больна,

     Покамест бедой невозвратной.

     Не станет для мира война...

    (Белинский А. Старое танго. Заметки телевизионного практика.— М.: Искусство, 1988.)

    Copyright STuloose © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz