«Дафнис и Хлоя» (Daphnis et Chloé, 1860) Жак Оффенбах
Оперетта в 1 действии. Либретто Луи-Франсуа Николе (Louis Nicolaie, псевдоним Клервилль, N. Clairville, 1822-1879) и Элеоноры Тенель де Волабель (Éléonore Tenaille de Vaulabelle, псевдоним Жюль Кордье, Jules Cordier, 1801-1859) по каноническому греческому роману «Дафнис и Хлоя». Премьера: 27 марта 1860 года в театре «Буфф-Паризьен» (Bouffes-Parisiens, Salle Choiseul), Париж.
Действующие лица:
Пан (Pan), бог - бас
Хлоя (Chloe), пастушка - soprano
Дафнис (Daphnis), пастух - mezzo-soprano
Калисто (Calisto), вакханка - soprano
Ксантипп (Xanthipe), вакханка
Локо (Locoë), вакханка
Амалфея (Amalthée), вакханка
Ниоба (Niobé), вакханка
Арисия (Aricie), вакханка
Эрифиль (Eriphyle), вакханка
Сюжет:
Вакханки возле статуи Пана обсуждают Дафниса, которого они все любят. После их удаления Пан рассказывает о своем увлечении застенчивой и гордой пастушкой Хлоей. Однако Хлоя отвергает его, ожидая своего возлюбленного Дафниса. Появившийся Дафнис рассказывает Хлое о том, что он все время думает лишь о ней. Хлоя вторит ему. Влюбленные решают, что для полного счастья им нужна свирель, чтобы участвовать в танцах с другими пастухами и пастушками. Пан бросает флейту на колени Дафнису, однако, тот не хочет на ней играть. Пан начинает дразнить невинных влюбленных. Хлоя отлучается, чтобы найти заблудшую овечку. Пан преследует Хлою, а Дафнис погружается в грёзы о любимой. Вернувшиеся вакханки препятствуют уходу Дафниса и убеждает его в том, что лекарством от его переживаний является плотская связь с Хлоей. Попытки соблазнения Дафниса встречают решительный отпор. Пытаясь преодолеть сопротивление Дафниса, вакханки дают ему воду из реки Леты, чтобы он забылся. Появляется Пан. Вакханки убегают, забирая с собой Дафниса. Пан с оставленной вакханками чашей воды в руках объясняет вернувшейся Хлое, что ей необходимо делать с Дафнисом. После нескольких поцелуев Пан делает глоток воды и забывает обо всем. От вакханок возвращается обогащенный опытом Дафнис делится с Хлоей своими новыми познаниями, но «самое главное» – он предлагает любимой осуществить завтра. Влюбленные благодарят в танце вакханок.