«Крокефер, или Последний паладин» (Croquefer, ou Le dernier des paladins, 1857) Жак Оффенбах
Опера-буффа в 1 акте. Либретто Луи-Адольфа Жема (Louis-Adolphe Jaime) и Этьена Виктора Трефё (Трефу, Étienne Victor Tréfeu, де Треваля - de Tréval, 1821-1903). Премьера: 12 февраля 1857 года в театре «Буфф-Паризьен» (Bouffes-Parisiens, Salle Choiseul), Париж.
В 1864 году опера была поставлена в Вене под названием «Рыцарь Эйзенфрасс» (Ritter Eisenfrass), а в 1868 году – в Лондоне под названием «Последний паладин» (The Last of the Paladins).
В опере-пародии Оффенбах высмеивает идеализацию Средневековья, выводя на сцену героев, по которым виселица плачет, он же показывает и таких висельников, которым не чуждо благородство.
Действующие лица:
Крокефер (Croquefer), рыцарь без веры и стыда - tenor
Бутефе (Boutefeu), его упрямый оруженосец и слуга - tenor
Рамас-Та-Тет (Ramasse-Ta-Tête), его скверный племянник, дворянин с широким сердцем и душой - tenor
Флер-де-Суфр (Fleur-de-Souffre), обездоленная принцесса, смирившаяся с тем, что стала убийцей - soprano
Мусс-а-мор (Самохвал, Mousse-À-Mort), полурыцарь, ее отец, вернулся из Палестины – tenor
Рассказчик
Хор: гвардейцы, вассалы, солдаты, дети.
Сюжет:
Оруженосцев изображают манекены; перед воином Мусс-а-мором, обреченным на молчание, разворачиваются полотнища, на которых можно прочесть «Большая каналья» или какой-нибудь другой подходящий эпитет. Яд, который противники в оперетте тайком подсыпают друг другу в вино, на самом деле - сильно действующее слабительное. «О ciel! grand dieux! que sens-je?» (О небо! великие боги! что со мной?) - поют все, кто, таким образом, отравился, и музыка откровенно передает, что они чувствуют.