Источник: http://www.classic-music.ru/lehar.html
Композитор и дирижёр Франц (Ференц) Легар родился 30 апреля 1870 года в Комароме, городе на границе Венгрии и Словакии (сейчас Комарно, Словакия). Сын композитора и капельмейстера военного оркестра, Легар гимназистом посещал (с 1880 года) Национальное музыкальное училище в Будапеште. До 12 лет вообще говорил только по-венгерски. В 1882-88 годах учился в Пражской консерватории игре на скрипке у А. Бенневица, теоретическим предметам - у Й. Б. Фёрстера. Начал писать музыку в студенческие годы. Ранние сочинения Легара заслужили одобрение А. Дворжака и И. Брамса. Именно Дворжак посоветовал ему серьезно заняться сочинением музыки. С 1888 года работал скрипачом-концертмейстером оркестра объединённых театров в Бармен-Эльберфельде, затем в Вене. С 1890 года работал капельмейстером в различных военных оркестрах. Написал много песен, танцев и маршей (в т.ч. популярный марш, посвященный боксу, и вальс «Золото и серебро»). Приобрёл известность после постановки в Лейпциге в 1896 оперы «Кукушка» (по имени героя; из русской жизни времён Николая I; во 2-й редакции - «Татьяна»). С 1899 года был полковым капельмейстером в Вене, в оркестре своего отца, с 1902 - 2-м дирижёром «Театра ан дер Вин» (Theater an der Wien). Постановкой в этом театре оперетты «Венские женщины» начался «венский» период творчества Легара.
Он написал свыше 30 оперетт, среди которых наибольший успех имеют «Весёлая вдова», «Граф Люксембург», «Цыганская любовь». Лучшие произведения Легара характеризуются искусным сплавом интонаций австрийских, сербских, словацких и др. песен и танцев («Плетельщик корзин» - «Der Rastelbinder», 1902) с ритмами венгерских чардашей, венгерских и тирольских песен. В некоторых опереттах Легара сочетаются современные ему американские танцы, канканы и венские вальсы; в ряде оперетт мелодии построены на интонациях румынских, итальянских, французских, испанских народных песен, а также на польских танцевальных ритмах («Голубая мазурка»); встречаются и другие «славянизмы» (в опере «Кукушка», в «Танцах голубой маркизы», опереттах «Весёлая вдова» и «Царевич»). Но в основе творчества Легара все же венгерские интонации и ритмы. Мелодии Легара легко запоминаются, отличаются проникновенностью, им свойственна «чувствительность», но они не выходят за рамки хорошего вкуса. Центральное место в опереттах Легара занимает вальс, однако, в отличие от светлой лирики вальсов классической венской оперетты, вальсы Легара характеризуются нервной пульсацией. Легар находил новые выразительные средства для своих оперетт, быстро осваивал новые танцы. Многие свои оперетты Легар неоднократно переделывал, обновлял либретто и музыкальный язык, и они шли в разные годы в разных театрах под другими названиями.
Легар придавал большое значение оркестровке, часто вводил народные инструменты, в т.ч. балалайку, мандолину, цимбалы, тарогато, чтобы подчеркнуть национальный колорит музыки. Его инструментовка эффектна, насыщенна и красочна; часто сказывается влияние Дж. Пуччини, с которым Легара связывала большая дружба; черты, родственные веризму и др., проявляются также в сюжетах и характерах некоторых героинь (например, Ева из оперетты «Ева» - простая фабричная работница, в которую влюбляется хозяин стекольного завода). С «Евой» связан единственный приезд Легара в Россию. Директор петербургского театра «Пассаж» В.И. Пионтковская пригласила его продирижировать премьерой, намеченной на 28 января 1912 года. В.И. Пионтковская исполняла роль Евы. Октава играл М.С. Дальский (он же первый русский Данило), также очень нравившийся Легару. Композитор продирижировал четырьмя спектаклями «Евы»: 28, 29, 30 и 31 января.
Творчество Легара во многом определило стиль новой венской оперетты, в которой место гротесковых сатирических буффонад заняли бытовая музыкальная комедия и лирическая драма с элементами сентиментальности. Стремясь приблизить оперетту к опере, Легар углубляет драматические коллизии, развивает музыкальные номера почти до оперных форм, широко применяет лейтмотивы («Наконец, одни!» и др.). Эти черты, наметившиеся еще в «Цыганской любви», особенно проявились в опереттах «Паганини» (1925, Вена), «Царевич» (1925), «Фридерика» (1928), «Джудитта» (1934). Критики называли лирические оперетты Легара «легариадами». Сам Легар назвал свою «Фридерику» (из жизни Гете, с музыкальными номерами на его стихи) зингшпилем.
Легар умер в возрасте 78 лет 24 окрября 1948 года в своем доме в Бад-Ишле, недалеко от Зальцбурга.