«Подпоручик Киже» (1933)
Балет в 1 акте, 7 картинах на музыку симфонической сюиты 1934 года из музыки к фильму «Поручик Киже», написанной в 1933 году. Либретто по повести Юрия Николаевича Тынянова (1894-1943) «Подпоручик Киже».
Первым к теме обратился в 1941 году Михаил Фокин. Фокин оставил в стороне повесть Тынянова, которая легла в основу фильма и посвятил балет русским солдатам Первой мировой войны. Из эпохи Павла I балетмейстер перенёс действие в начало XIX века — войны 1812 года. Балет получил название «Русский солдат». Премьера: 23 января 1942 года в Бостонской опере (сейчас: Бостонский Оперный театр, Boston Opera House), Бостон, США, силами Американского театра балета. Через 7 месяцев после премьеры Фокин скончался.
Вторая версия балета зародилась в 1962 году, когда в Большом театре был запланирован спектакль к 10-летию со дня смерти Прокофьева. Либреттисты Андрей Леонидович Вейцлер (1938-1975) и Александр Мишарин расширили темы повести, создав двух не существовавших у Тынянова персонажей — Фрейлину и Перо. Позже изменения в сюжет вносили Ольга Тарасова и Александра Лапаури как постановщики. Музыкальный редактор партитуры композитор Н. Яковлев дополнил сюиту отрывками из балета Прокофьева «Стальной скок». Балетмейстеры-постановщики Ольга Тарасова и Александр Александрович Лапаури (1926-1975). Художник Борис Мессерер. Премьера: 10 февраля 1963 года в Большом театре, Москва.
Действующие лица:
Павел
Фрейлина
Адъютанты
Перо
Перья
Дама
Аристократка
Аристократ
Советник
Генерал
Сюжет:
Нелепая описка военного писаря порождает несуществующего подпоручика Киже; отныне его существование закреплено подписью Павла I. Мифический Киже должен нести службу во дворце, он получает чины и звания, становится главнокомандующим, даже женится на очаровательной Фрейлине и, наконец, погибает смертью храбрых на поле боя. Сам Павел приходит проститься с Киже, но гроб пуст. Страшные образы мертвящих приказов, за которыми нет человеческих лиц, обступают императора; он падает замертво.