композитор Эйтор Вила-Лобос - марка Кубы
Впервые его произведения были опубликованы в 1913 году. Последующее десятилетие (1913—1922 гг.) явилось важнымпериодом в формировании художественных взглядов Вила-Лобоса и его становлении как композитора. 13 ноября 1915 г. состоялся официальный дебют Вила-Лобоса: в зале газеты «Жорнал ду комерсиу» в Рио-де-Жанейро он дал свой первый публичный авторский концерт. Его музыкальный язык уже тогда отличался необычной смелостью и новизной. Публика, воспитанная на итальянских операх, и критика, свято чтившая «правила», встретили композитора без особой симпатии. Но Вила-Лобос не сдался. Важное влияние на его творчество оказали встречи с Дариусом Мийо, приезжавшим в Рио в 1917 году и познакомившим Вила-Лобоса с музыкой Дебюсси, Сати, и пианистом Артуром Рубинштейном - в 1918 году. С последним они стали друзьями.
В 1922 г. друзья Вила-Лобоса добились для него правительственной субсидии, дававшей возможность отправиться в Европу. Он поехал в Париж, уже зрелым композитором, чтобы добиться признания. Там он встречается со многими выдающимися музыкантами, в том числе с М. Равелем, М. Де Фалья, Дж. Энеску, С. Прокофьевым. Исполнение в концертах произведений Вила-Лобоса привлекло к нему внимание парижского музыкального мира. Его музыка с успехом исполнялась в Лондоне, Брюсселе, Амстердаме, Вене, Берлине, Мадриде, Лиссабоне. Он был назначен профессором композиции Парижской консерватории и членом ее Ученого совета. Ежегодно выезжая на родину, он дирижировал концертами из своих произведений и произведений европейских композиторов.
В 1931 году Вила-Лобос возвращается в Бразилию и сразу же активно включается в
музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в шестидесяти шести городах
почти всех ее провинций. В 1932 году он стал руководителем музыкального
воспитания в Бразилии, организовал музыкальные школы и хоровые коллективы в
разных городах и стал известен во всей стране. С 1944 по 1959 год он
неоднократно приезжал в США, где дирижировал премьерами ряда своих сочинений, а
в 1948 году принял участие в постановке своей оперы Малазарте.
Умер Вила-Лобос в
Рио-де-Жанейро 17 ноября 1959.
Э. Вила-Лобос является автором специальных учебных пособий ("Практическое
руководство", "Хоровое пение", "Сольфеджио" и др.),
теоретического труда "Музыкальное воспитание". Он разработал систему
музыкального воспитания детей. Вила-Лобос культивировал два национальных
музыкальных жанра: сереста (тип традиционной песни) и шоро (синтез бразильских,
индейских и популярных музыкальных элементов). Написал 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний,
18 симфонических поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 "Шоро"
(1920-29), множество хоров, песен, музыки для детей, обработок фольклорных
образцов и др. – всего свыше тысячи самых разнообразных сочинений. Глубокое
почитание творчества Баха вызвало к жизни знаменитые Бразильские бахианы
(Bachianas brasileiras, 1930-1945) - девять сюит для разных инструментальных
составов и голосов.
Источники: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a9b13fb-41d8-8fc6-c09c-fff30548042d/1001778A.htm
http://igitarist.ucoz.ru/index/ehjtor_villa_lobos/0-38