«Арагонская хота» (Jota Aragonesa, 1845, 1916) Михаил Глинка
Музыка Арагонской хоты была использована Львом Ивановым в небольшом одноактном балете «Севильская красавица», премьера 1888, театр в Красном селе.
В 1916 году Михаил Фокин поставил на музыку Арагонской хоты хореографическую картину. Премьера: 29 января1916 года, Мариинский театр, Петроград. Художник А. Я. Головин, дирижёр Н. А. Малько. Ведущие исполнители: Е. М. Люком, В. П. Фокина, М. М. Леонтьева, A. M. Монахов, А. А. Орлов, Б. Г.Романов
Увертюра «Арагонская хота» (Блестящее каприччио на тему арагонской хоты. Испанская увертюра № 1) написана Глинкой в 1845 году и открывается медленным вступлением, полным сдержанной силы и величия, с торжественными фанфарами, с чередованием фортиссимо и затаенно тихих звучаний. В основном разделе (аллегро) сначала в легком пиццикато струнных и щипках арфы, а затем все более насыщенно и полно звучит яркая, жизнерадостная тема хоты. Ее сменяет выразительная напевная мелодия у деревянных духовых. Обе темы чередуются в ярком цветении оркестровых красок, подготавливая появление еще одной темы — изящной и грациозной мелодии с оттенком шутливости, напоминающей наигрыш на мандолине. В дальнейшем все темы становятся более взволнованными, напряженными. Их развитие привносит в музыку драматизм, даже суровость. Один из мотивов хоты повторяется в низком регистре на фоне фанфар вступления, приобретающих грозный характер. Нагнетается ожидание. С рокотом литавр возникают обрывки танца, постепенно тема хоты приобретает все более четкие очертания, и вот уже снова она сверкает в полном блеске. Бурная, безудержная пляска все поглощает в своем вихре. Все темы, интонационно сближаясь, проносятся в ликующем потоке. Величественное, торжествующее tutti завершает картину народного веселья.
Хота (исп. и кат. jota, по-каталански читается «жота») — испанский национальный танец, в трёхдольном размере. М. И. Глинка гениально разработал мелодию этого танца.