«Валтасар» (Belshazzar, 1745) Георг Фридрих Гендель
Оратория в 3 актах, 9 сценах. Либретто Чарльза Дженненса (Charles Jennens, 1700-1773) по
библейскому рассказу из книги пророка Даниила, о падении Вавилона от рук Кира
Великого и освобождении еврейского народа. Премьера: 27 марта 1745 года в Королевском
театре (King's Theatre, Haymarket), Лондон.
Действующие лица:
Валтасар (Belshazzar),
царь Вавилона - tenor
Царица Нитокрис (Nitocris), его мать - soprano
Кир II
Великий (Cyrus), принц
Персии - contre-tenor
Даниил (Daniel),
пророк - mezzo-soprano
Гобрий (Gobrias),
знатный ассириец - basse
(Arioch),
вавилонский князь - tenor
Хор мудрецов, хор вавилонян, хор иудеев, хор персов
Сюжет:
Предполагаемое место действия - город Вавилон, столица
Ассирии, и его окрестности; время действия - 538 год до н.э. Город осаждают
армии мидян и персов под предводительством Кира.
АКТ I
Сцена 1: Царский
дворец
Царица Нитокрис, мать Валтасара, размышляет над возвышением
и падением империй; и только Бог остается неизменным и вечным. Пророк Даниил,
вождь пленённых евреев в Вавилоне, уверяет ее, что мольбы, обращённые к Богу,
будут вознаграждены.
Сцена 2: Лагерь
Кира под стенами города
Со стен вавилоняне высмеивают Кира, который пытается взять
город осадой. Гобриас, вавилонянин, перешедший на сторону Кира, подтверждает
обильные запасы горожан и хорошую защиту. Сердце Гобриаса наполнено скорбью по
поводу смерти сына, павшего от руки Валтасара, и только надежда на отмщение
поддерживает его. Кир утешает вавилонянина, поведав о том, что божественный
голос подсказал ему путь, которым можно проникнуть в город. Для этого нужно
осушить Евфрат, который своими глубокими водами окружает стены Вавилона. Рядом
с городом есть озер, в него необходимо отвести реку. И тогда можно будет войти
в город по сухому руслу. Нападение должно произойти ночью во время празднования
в честь вавилонского бога вина Сезаха: по религиозному установлению всё вино в
городе должно быть выпито, и тогда горожане будут не в состоянии оказать
сопротивление. Гобриас живописует картины пьяной оргии Валтасара. Кир молится о
божественной поддержке и будит свои войска. Они вещают, что империи могут быть
поддержаны только в соответствии с желанием Бога.
Сцена 3: Дом
Даниила
Даниил рассматривает пророчества Исайи и Иеремии
относительно падения Вавилона. Он полагает, что время их исполнения настало и
рассказывает соотечественникам, что Кир пришёл исполнить пророчество. Иудеи
радостно приветствуют благую весть.
Сцена 4: Дворец
Валтасар открывает празднество Сезаха, отклоняя просьбы
Нитокрис о прекращении вакханалии. Раздраженный отказом иудеев принять участие
в пиршестве, Валтасар приказывает принести священные сосуды из иерусалимского
храма, захваченные его дедом Навуходоносором, чтобы использовать их как чаши
для вина. Иудеи предупреждают его о роковых последствиях такого поступка.
Нитокрис подтверждает слова иудеев, напоминая сыну о всемогуществе Иеговы, но
Валтасар убеждает ее не примыкать к врагам государства. Иудеи предсказывают, что гнев Бога скоро
настигнет Валтасара.
АКТ II
Сцена 1: За
городом
Персы, убеждённые Киром, отводят воды Евфрата и по сухому
руслу реки и входят в город.
Сцена 2:
Пиршественный зал во дворце
Валтасар пирует, наполняя священные судов иудеев, в компании
своих жен, любовниц и знати. Вавилоняне поют гимны в честь богов, выделяя имя
Сезаха. Валтасар требует больше вина и насмешливо обращается к Богу с просьбой
проявить себя и защитить честь Иудейского царства.
И царь схватил святой сосуд.
«Вина!» Вино до края льют.
Его до дна он осушил
И с пеной у рта возгласил:
«Во прах, Егова, твой алтарь!
Я в Вавилоне бог и царь!»
Лишь с уст сорвался дерзкий клик,
Вдруг трепет в грудь царя проник.
Кругом угас немолчный смех,
И страх и холод обнял всех.
В глуби чертога на стене
Рука явилась — вся в огне…
И пишет,
пишет. Под перстом
Слова текут
живым огнём.
В ответ возникает рука, и чертит зловещее предзнаменование
напротив него, он отступает в ужасе. Его окружение тоже напугано. Вызваны
жрецы, чтобы прочитать письмена, но не в состоянии их расшифровать. Нитокрис
убеждает его вызвать Даниила. Прибывший Даниил гордо отклоняет обещание
Валтасара наградить его, если он объяснит знаки. Прочитав надпись «МЕНЕ, ТЕКЕЛ,
УПАРСИН» он интерпретирует её следующим образом: «мене» значит: «Бог подвел
итог» (исчислил Бог царство твое и положил конец ему); «текел» - «ты призван
легковесным» (ты взвешен на весах и найден очень легким); «упарсин» - «твое
царство будет разделено между мидянами персами». (Дан.5:26-28)
Нитокрис в последний раз пытается убедить Валтасара
раскаяться.
Сцена 3: В городе
Вторжение состоялось. Кир приказывает Гобриасу вести воинов
к дворцу, и призывает персов не увлекаться бесполезной резней. Их единственный
враг - Валтасар; люди же теперь принадлежат Киру и должны быть защищены. Персы
хвалят мудрость и сострадание Кира; если бы все правители походили на него,
тогда бы повсеместно установился мир.
АКТ III
Сцена 1: Дворец
Нитокрис, отчаявшись, в своём воображении видит как мечется
её сын между нечестием и раскаянием. Даниил сомневается, что Валтасар изменит
свой путь. Сообщение о продвижении Кира к дворцу прерывают празднование. Иудеи
торжествуют.
Сцена 2: В другом
месте дворца
Валтасар и его знать, распалив вином свою храбрость, готовы
разбить захватчиков. Разгорается сражение, и Валтасара убивают. Гобриас славит
Бога и Кира за то, что смерть сына отомщена. Кир просит его отыскать Нитокрис и
Даниила и гарантирует их безопасность; он враг только тиранам. Нитокрис
выступает вперед и кланяется Киру, но тот поднимает ее, заверяя, что ее люди
будут защищены и что она обретёт сына в нём. Даниил говорит Киру, что Бог
устами Исайи предрёк его прибытие и убеждает довести пророчество до конца:
восстановить храм в Иерусалиме и освободить иудеев от рабства. Кир обещает
исполнить предначертанное. Нитокрис и Даниил возглашают хвалебную оду.
|