Артур Онеггер
родился 10 марта 1892 года, в Гавре, где его отец торговал кофе. Родители композитора
— швейцарцы из Цюриха, сам он в юности несколько лет провел в Швейцарии, но
затем жил во Франции. После домашних занятий музыкой Артур поступил в Цюрихскую
консерваторию (1909-1910), где учился у Ф. Хегара. Затем он продолжил
музыкальное образование в Парижской консерватории у Л. Капе (Lucien Capet, скрипка),
А. Жедальжа (André Gédalge, теория музыки), Ш. Видора (Widor, композиция),
В.д’Энди (Vincent d'Indy, дирижирование). Обучение в парижской консерватории он
заканчивает в 1918 году.
Первые популярные произведения Онеггера появляются в годы Первой мировой войны.
В 1917 году он сочиняет струнный квартет, насыщенный яркими красками,
наполненный большой нервной энергией. В «Семи коротких пьесах» и пяти пьесах
для фортепиано, объединенных под названием «Швейцарская тетрадь», —
произведениях, написанных в разные промежутки времени от октября 1919 года до
июля 1923 года, — перед нами предстает сосредоточенный и углубленный
созерцатель. Он то мучительно ищет исхода в нервном трепете гибких линий и в
кованых ритмах, то хочет подчиниться неизбежному воздействию сумрака и гнета в
успокоении, в тиши пассивного оцепенения. Следом композитор пишет «Летнюю
пастораль» и несколько камерных сочинений. Особенно удалась Онеггеру
героико-симфоническая пантомима «Гораций — победитель».
В 1921 году Онеггер сочинил музыкук драме Рене Моракса«Царь Давид». В течение двух месяцев напряженной работы композитору удалось создать яркое, глубокое и цельное произведение,
написанное на одном дыхании, так что музыкальный интерес не ослабевает с начала
до конца. Исполнение «Царя Давида» в Париже в 1924 году вызвало бурный
энтузиазм и повторялось несколько раз с колоссальным успехом. Успех этот был
поворотным пунктом в отношении публики и критики к Онеггеру: из «подававшего
надежды» он сделался известным композитором, в крупном и серьезном даровании
которого перестали сомневаться.
До сих пор музыка к «Царю Давиду» среди остальных произведений Онеггера,
написанных и до нее и после, продолжает оставаться самым популярным и наиболее
захватывающим массы сочинением. Это объясняется, конечно, в первую очередь
искренностью, лирическим подъемом и яркой картинностью и театральным пафосом —
свойствами, присущими данной партитуре Онеггера. Нисколько не отрекаясь от
современных принципов сочинения музыки, владея гибкой и ловкой техникой, а
также ценным даром — умением говорить просто и кратко, Онеггер нашел верный
путь непосредственно эмоционального воздействия на слушателя.
Музыка к «Царю Давиду» не оратория в обычном понимании этой формы и, кроме
того, отнюдь не церковная музыка. Это лирико-эпическая поэма - цепь пластически
ярких картин (марши, шествия, народные сцены, пляски), связанных и прослоенных
эмоционально-лирическими моментами, красиво отображающими путь жизни народного
героя.
Произведение Онеггера естественно распадается на три части. В первой —
беспечная юность Давида, затем его победа над Голиафом, осознание своего
призвания, борьба с Саулом; во второй — торжество воцарения и мощный подъем
народного ликования (центр всего произведения, наиболее развитая и яркая по музыке
массовая сцена); в третьей — предел величия, закат и смерть Давида.
Пронизывающие лирические монологи, с большим темпераментом, теплотой и
искренностью написанные, раскрывают перед нами внутренний душевный мир
народного героя и параллельно блестящим описаниям борьбы, побед и славы
утверждают другую сторону его существования: чередования сомнений и веры,
падений воли и гордой самоуверенности, отчаяния и страха и вновь светлой
надежды и дерзких порывов раскрывают характер Давида — человека на всем протяжении
его жизненного пути.
Вскоре, в 1923 году появляется симфоническая поэма Онеггера «Песнь радости». И
в том же году Онеггер пишет «Пасифик 231» — симфоническое преломление
впечатлений, вызванных энергией и конструктивной мощью машины — локомотива типа
«Pacific 231» — поезда с большой скоростью.
В дальнейшем композитор создал своеобразный симфонический триптих, куда кроме
«Пасифик 231» вошли «Регби» (1928), где он восхищается возможностями
человеческого тела, и «Симфоническое движение № 3» (1932), в котором никакой
программы нет.
В 1925 году Онеггер завершает оперу-ораторию «Юдифь» и балет «Под водой», а еще
через два года — оперу «Антигона», в которой автор воплотил свое представление
о современной опере. Композитор посвятил ее своей жене AndréeVaurabourg, выпускнице парижской консерватории, ставшей его
преданной супругой, несмотря на несколько необычные условия, выдвинутые Артуром:
жить в разных квартирах и встречаться только в конце дня. Андре, профессор
контрапункта, часто исполняла в концертах произведения мужа.
Основное время Онеггер проводит в Париже, изредка выезжая в кратковременные
поездки с авторскими концертами. В 1928 году он посетил СССР.
В начале 1930-х
годов Онеггер создает мелодраму «Амфион» в сотрудничестве с Валери (Paul
Valéry). В юности Валери
находился под сильным влиянием Маларме и французского символизма, и Амфион
задумал как большое представление в неоклассическом духе, объединив поэзию,
театр, музыку, танец, мимику. Сотрудничество с Валерии продолжилось созданием
«Семирамиды» - еще одной мелодрамы по заказу Иды Рубинштейн. Но в целом начало
1930-х годов для Онеггера принесло некоторое разочарование – добиться успеха у
публики стало намного сложнее, чем раньше.
В 1935 году в Париже создается прогрессивная музыкально-общественная
организация Народная музыкальная федерация, входящая в антифашистский Народный
фронт, и Онеггер вступает в ее ряды.
В том же году автор пишет свое фундаментальное произведение — драматическую
ораторию-мистерию «Жанна Д’Арк на костре». Либретто было написано Полем
Клоделем (Paul Claudel) по заказу Иды рубинштейн, но премьера неоднократно
откладывалась и первоначальный замысел так и не увидел свет.Премьера состоялась
только в 1938 году в Базеле и имела огромный успех.
Наряду с тремя квартетами для струнных инструментов, несколькими сонатами и
концертами Онеггер создал 5 симфоний, которые принадлежат к числу наиболее
ярких произведений этого жанра в современной музыке. Вторая симфония,
предназначенная для струнных и созданная в начале войны, передает страшную
атмосферу оккупации с необычайной выразительностью. Третья симфония —
«Литургическая» — хотя и отражает ужасные впечатления от войны, дает надежду и
веру; воплощает стремление к высоким идеалам. Неповторима и Пятая симфония,
созданная на основе литургических текстов, хотя автор нигде их не цитирует. Это
наиболее трагическое из произведений Онеггера.
В июле 1947 года в начале гастролей в США у него случился сердечный приступ, с
1951 года его здоровье непрерывно ухудшалось. Но именно в этот период его творчество
высоко оценивается французской общественностью, его произведения исполняются,
он получает высокие государственные награды и должности.
Артур Онеггер был человеком скромным и прямодушным, блестяще
образованным музыкально. Он входил в число композиторов так называемой «Группы
Шести» (вместе с Д. Мийо, Ф. Пуленком, Ж. Ориком, Л. Дюреем и Ж. Тайфером), но
ее принципы, сформулированные Жаном Кокто, признавал лишь отчасти.
В творчестве композитора порой проявлялись симпатии и влечение к немецкому
романтическому миру идей и к простодушному сентиментально-эмоциональному
восприятию жизни и природы. Музыке Онеггера свойственны совсем не вяжущиеся с
ясным французским интеллектуализмом качества: жесткость и даже грубость, но тут
же рядом встречаются чувствительные страницы наивного преклонения перед
божеством, природой и величием подвига. Простоватость и обнаженная искренность
сменяется почтительным уважением к традиционным формам и нежеланием расстаться
с обусловленными ими схемами ради полной свободы выражения. Эта борьба двух
творческих культур в творчестве Онеггера вылилась в нервное напряжение и
постоянно обостренное стремление к синтезу крайностей в его музыке.
Онеггер не любил музыку, созданную под влиянием джаза, мюзик-холла, цирка,
предпочитал искусство предыдущих поколений, но был вынужден музыкой
зарабатывать на жизнь и не позволял себе рисковать и работать без определенного
заказчика. Композитор создавал многочисленные произведения для кино и театра и
стал одним из наиболее удачливых авторов оперетт. Его «Приключения короля
Позоля» исполнялись в Париже более 500 раз, что в свое время было рекордом для
Франции.
В конце жизненного пути произведения Онеггера омрачались пессимистическими
настроениями, ожиданием заката цивилизации и музыки.