|
«Блудный сын» (Prodigal Son,
Le Fils prodigue, 1929)
Балет в трех сценах. Либретто Бориса Кохно (Boris Kochno, 1904-1990)
по Евангелию от Луки. Балетмейстер Дж. Баланчин. Премьера: 21 мая 1930 года в Театре
Сары Бернар (Théâtre Sarah Bernhardt), Париж.
Действующие лица:
Отец
Блудный сын
Его две сестры
Соблазнительница
Два друга
Собутыльники, девушки
Сюжет:
Сцена 1 - Уход
Перед домом Отца два друга готовятся в дальний путь. Они
собирают плоды и виноградные гроздья, укладывают провиант. Напротив – открытый
шалаш, символ свободных странствий, к которым стремится Сын и его друзья. Из
шалаша выходит Сын в сопровождении двух юных сестер. В бурном танце он выражает
свой восторг, нетерпение поскорей покинуть отчий дом и устремиться в далекие,
чужие земли, навстречу приключениям. Он танцует все быстрей и быстрей; в этом
танце уже какое-то исступление. Когда он сталкивается лицом к лицу с вышедшим
из дома Отцом, танец внезапно обрывается. Отец заклинает его одуматься, не
менять так безрассудно покой и ласку родного дома на полную тревог и опасностей
жизнь на чужбине. Вне себя от тревоги и забот, он простирает руки к Сыну,
умоляет его. Но Сын отворачивается, он и слышать не хочет, что говорит ему
старик. Ни уговоры сестер, ни настойчивые предостережения Отца не в силах
поколебать его решения, которое он упрямо отстаивает. Он снова и снова твердит,
что томится в узком домашнем мирке, что его как птицу манят дали, что рано или
поздно он вырвется на волю, а раз так, то и откладывать не к чему.
Когда на помощь упрямцу по его зову приходят два друга, Отец
печально склоняет голову перед неодолимым упорством. С грустью смотрит он вслед
удаляющимся. Подняв руку, он шлет им свое благословение.
Сцена 2 – В чужих краях
Зал для пиршества. Богато уставленные столы. Но где-то
поодаль от зала – тот же символический шатер, что и в начале сцены. Зал
наполняется шумной, грубой оравой гостей. Все рассаживаются и начинают
пировать. Кто хочет – танцует.
Сюда, в эту бесшабашную компанию, приходит Блудный сын со
своими друзьями. Воплями приветствий встречают их приход. Друзья поднимают на
руки Блудного сына, прихлебатели угодливо заглядывают в глаза пирующих, ждут
приглашения к столу.
Из шалаша выходит Соблазнительница. Она танцует восточный
танец. Завораживающая чувственность ее танца зажигает огни в глазах мужчин.
Блудный сын не сводит с нее глаз. Когда танец достигает наивысшего напряжения,
он срывается с места и устремляется на площадку, где Соблазнительница танцует
свой колдовской танец.
Теперь она танцует только для него, льнет к нему, гибкая как
лиана. Он присоединяется к ее танцу, забыв обо всем, что его окружает, весь во
власти охватившей его чувственности. И вдруг наступает невероятное: недавние
друзья, охмелевшие девушки набрасываются на Блудного сына, срывают с него
богатое платье, отбирают драгоценные украшения. Его лжедрузья и
Соблазнительница не довольствуются этим; они издеваются над ним, унижают и бьют
его. Ограбленный, избитый приходит в себя Блудный сын среди опрокинутых столов,
сломанных стульев, разбитых кубков, среди гнусных следов отбушевавшей оргии.
Мимо него проносится вся хмельная свора, вопя и ссорясь, вырывая друг у друга
награбленное добро. Впереди всех Соблазнительница. Опрокинутый стол становится
кораблем, скатерть – парусом. Она и два предавших Блудного сына друга уплывают
в морскую даль.
Сцена 3 – Возвращение
Больной, еле передвигая натруженные ноги, нищий, с
опустошенной душой, приближается к отчему дому Блудный сын. Опережая движения
ног, руки с тоской и надеждой тянутся к заветной цели. В саду - две его сестры.
Видя приближающегося несчастного путника, они из сострадания спешат открыть ему
калитку. И только когда он рядом с ними – узнают родного брата. Приходит Отец. Перед ним преклоняет колени
Блудный сын, вернувшийся в родной дом. В горестной неподвижности застывает
Отец, видя перед собой Сына, исполненного смиренья, горя и стыда. Сын делает
движение, чтобы уйти. Но лицо Отца освещает добрая, с детства такая знакомая
улыбка. Отец приветливо протягивает всепрощающую руку, указывая на дом. Туда
направляет свои стопы вернувшийся Сын.
| |