|
«Огненный ангел»
(The Fiery Angel, 1927)
Опера в пяти действиях, 7 картинах. Либретто композитора по
роману Валерия Брюсова «Огненный ангел»
(1919-1927). Премьера (концертное исполнение): 25 ноября 1954 года в Театре
Елисейских полей (théâtre des Champs-Élysées), Париж.
Премьера спектакля: 14 сентября 1955 года в театре Ла Фениче (Teatro
La Fenice),
Венеция.
Премьера в США: 24 сентября 1965 года в Сити Опере (New York
City Opera), Нью-Йорк.
Премьера в СССР: в 1984 году в Перми и в Ташкенте.
Прокофьев познакомился с романом Брюсова в ходе своего
первого визита в США в 1918 году, а в 1919 году появились эскизы для оперы.
Бруно Вальтер принимается за постановку в Берлинской опере, но работа была
завершена в августе 1928 года - слишком поздно для сезона. Вальтер отменил
постановку. В том же году Сергей Кусевицкий представил часть второго акта, но
прием публики был скромным. В 1930 году во время нового тура Прокофьева по США Джулио
Гатти-Касацца из Метрополитен-опера предложил поставить «Огненный ангел», но
эта идея также не реализовалась.
Действующие лица:
Рупрехт (Ruprecht), рыцарь - баритон
Рената (Renata), его возлюбленная - драматическое сопрано
Хозяйка придорожной гостиницы - меццо-сопрано
Гадалка - меццо-сопрано
Агриппа Непесгеймский (Agrippa von Nettelsheim), философ -
высокий тенор
Ноганн Фауст (Faust), доктор философии и медицины - бас
Мефистофель (Mephisto) - тенор
Настоятельница монастыря - меццо-сопрано
Инквизитор - бас
Яков Глок (Jakob Glock), книготорговец - тенор
Матвей (Mathias) Виссенман, университетский товарищ Рупрехта
- баритон
Лекарь - тенор
Работник - баритон
Хозяин таверны - баритон
Граф Генрих (Heinrich) - без пения
Крошечный мальчик - без пения
Три скелета, три соседа, две юные монахини, шесть монахинь,
свита инквизитора, хор монахинь, женский и мужской хоры за сценой.
Содержание.
Действие происходит в шестнадцатом веке в Германии.
Действие первое.
В захудалую придорожную гостиницу ночью прибывает рыцарь
Рупрехт, вернувшийся в Германию из Южной Америки. Выпроводив разговорчивую
хозяйку, он хочет заснуть, но из-за двери смежной комнаты слышится женский
голос, в ужасе повторяющий слова заклинания. Рупрехт хочет прийти незнакомке на
помощь и вышибает дверь. Чтобы успокоить женщину, он чертит шпагой крест в
воздухе и читает первую пришедшую на ум молитву - заупокойную «Избавь меня».
Наваждение рассеивается. Пришедшая в себя незнакомка открывает Рупрехту, что ее
зовуг Рената, и рассказывает о своей странной судьбе. Когда она была девочкой,
ей явился огненный ангел по имени Мадиэль и возвестил ей, что она будет святой.
Но, став девушкой, Рената полюбила его земной любовью. Ангел разгневался и
исчез, но потом сжалился над ней и обещал вернуться в облике человека. Таким
человеком Ренате показался граф Генрих. Они были счастливы, но Гених внезапно
бросил свой замок и покинул ее, а она отправилась на поиски.
Встревоженная шумом у постояльцев, приходит хозяйка с
фонарем и работник с вилами. Рупрехт хочет узнать, кто такая Рената. Хозяйка
называет ее еретичкой и ведьмой, пособницей дьявола. После ухода хозяйки и
работника Рупрехт решает, что дьявол ему не страшен, а Рената хороша собой. Он
начинает преследовать ее. Доведенная до отчаяния, она садится и опускает голову
на колени. Пристыженный Рупрехт просит у нее прощения и клянется быть ее верным
защитником. Рената предлагает поехать в Кёльн разыскивать Генриха. Нужно только
рассчитаться с хозяйкой. Хозяйка приводит с собой работника и гадалку. Рупрехт
не хочет гадания, но Рената настаивает. Гадалка предрекает ей «кровь».
Действие второе.
Картина первая.
Рупрехт и Рената в Кёльне. Поиски Генриха оказались
безуспешными, и Рената хочет прибегнуть к помощи потусторонних сил.
Книготорговец Яков Глок снабжает Рупрепа и Peнaтy трактатами по магии и
обещает попозже принести одно редкое издание. Рупрехт готов для Ренаты на все:
он страстно любит ее и мечтает быть хоть немного любимым. Она с негодованием
отвергает его, произнося жестокие слова, и снова погружается в чтение
фолиантов. Раздается таинственный стук в стену. Рената уверена, что это духи,
вызванные ее заклинаниями. На все вопросы Рупрепа и Ренаты духи отвечают
условленным числом ударов. Рената убеждена, что Генрих здесь, что он уже за
дверью. Она распахивает дверь - там нет никого. Утешая Ренату, Рупрехт обещает
ей проникнуть в тайны магии и заставить демонов повиноваться. Вернувшийся Яков
Глок предлагает познакомить его со знаменитым ученым и магом Агриппой
Неттейсгеймским. Они уходят, оставив Ренату одну.
Картина вторая.
Рупрехт в причудливом жилище Агриппы Неттесгеймскогo: груды книг, приборы,
чучела птиц, три больших черных пса и три человеческих скелета. Однако Агриппа
отрицает, что занимается колдовством, - он прежде всего ученый и философ. По eгo мнению, истинный маг должен быть
мудрецом и пророком. Он яростно опровергает слухи, будто держит при себе демонов
в виде собак и ставит опыты над человеческими черепами. Скелеты, невидимые
Рупрехту, всякий раз восклицают: «Ты лжешь!» Рупрехт хочет узнать, что такое
магия - заблуждение или наука? Агриппа отвечает, что магия - это наука наук.
Действие третье. Картина
первая.
Рената отыскала в Кёльне графа Генриха и стоит перед запертoй дверью eгo дома. По этой же улице возвращается oт Агриппы Рупрехт. Рената рассказывает
ему, как она упала перед Генрихом на колени и как он ее оттолкнул, жестоко
оскорбив. Теперь она видит, что Генрих - обычный человек; ей стыдно, что она
приняла eгo за Огненного ангела.
Рупрехт вновь предлагает ей свою руку. Рената согласна быть с ним, если он
отомстит за нее и убьет Генриха. Рыцарь решает вызвать соперника на поединок и
входит в eгo дом. Рената молится
Огненному ангелу. Неожиданно в окне показывается Генрих, и потрясенной Ренате
кажется, что Огненный ангел действительно он. Она опускается на колени и просит
у негo прощения. Когда
выходит Рупрехт, она требует, чтобы он не смел поднимать руку на Генриха.
Оркестровый антракт изображает катастрофический для Рупрехта поединок.
Картина вторая.
Тяжело раненный Рупрехт лежит у обрыва над Рейном. Матвей,
школьный товарищ Рупрехта, уходит за лекарем. Рената склоняется над своим
рыцарем и клянется, что если он умрет, она уйдет в монастырь. Обняв eгo, она страстно повторяет: «я люблю
тебя, Рупрехт!» Ей вторит невидимый женский хор. Раненому мерещатся краснокожие
дикари, с которыми он воевал в Америке; он гонит их прочь. Появляются Матвей с
лекарем: На вопрос, можно ли спасти Рупрехта, лекарь гордо заявляет, что в
шестнадцатом столетии нет невозможного для медицины.
Действие четвертое.
Рупрехт и Рената живyт в Кёльне в доме возле таверны с садом. Рыцарь еще не совсем
оправился oт раны, но
Рената уже хочет бросить eгo и уйти в монастырь. Он отговаривает
ее, предлагая спокойную жизнь у eгo родителей или в Америке.
Эти слова кажутся Ренате бесовским искушением. Обуреваемая желанием истязать
плоть, Рената ранит себя подвернувшимся садовым ножом, бросает нож в Рупрехта и
убегает. Рупрехт следует за ней.
В саду таверны сидят за cтoликом
странствующие Фауст и Мефистофель. Им прислуживает помощник хозяина, маленький
мальчик. Eгo непонятливость злит Мефистофеля.
Рупрехт, так и не догнавший Ренату, становится свидетелем тoгo, как Мефистофель хватает ребенка и проглатывает eгo целиком. Хозяин таверны умоляет
вернуть ему помощника. Мефистофель указывает на мусорный ящик, откуда хозяин
извлекает дрожащего мальчика и спешно уносит в таверну. Мефистофель обращает внимание
Фауста на «вытянутую рожу» Рупрехта, которого покинула возлюбленная.
Путешественники приглашают Рупрехта ехать с ними, и он дает согласие. Eгo не смущает даже реплика хозяина
таверны и соседей в адрес ушедшего Мефистофеля: «А пусть-ка этот фокусник... да
поцелует крест!»
Действие пятое.
Рената нашла прибежище в монастыре, однако с ее прибытием
там начали происходить странные вещи: стуки в стены, видения, припадки у
монахинь. Настоятельница, сострадая Ренате, все же приглашает в монастырь
инквизитора, чтобы он изгнал из нее демонов. Рената уверяет инквизитора, что
тот, кто является ей днем и ночью, говорит ей только о Боге и о добре. Тут
раздаются зловещие удары в стену и в пол. Две юные монахини впадают в истерику.
Инквизитор начинает обряд экзорцизма.
Рената по-прежнему отрицает свою виновность. На сей раз ее словам вторят не
только слухи, но и дьявольский хохот. Монахини в смятении: две самых юных
бьются в припадке, часть обвиняют Ренату в сношениях с сатаной, часть кричит,
что Рената - святая. Ренате не удается сохранить спокойствие. Впав в одержимость,
она начинает твердить отгоняющие демонов заклинания. Группа монахинь пускается
в разнузданный пляс и поклоняется дьяволу.
В этот момент на галерее под сводами появляются Мефистофель, Фауст и
Рупрехт, приехавшие в монастырь как путешественники. Мефистофель указывает
Рупрехту на Ренату, но рыцарь хранит молчание: он бессилен ей помочь. Рената,
возглавив беснующихся монахинь, обвиняет инквизитора в том, что он сам продал
душу сатане, ибо лицемерит, злобствует и проклинает. «Ты дьявол с хвостом и
покрыт волосами!» - восклицает она, призывая сестер сорвать с него одежды и
растоптать его. Страже инквизитора удается оттеснить обезумевших женщин от
инквизитора. Разъяренный инквизитор пригвождает Ренату посохом к полу и
приговаривает к пытке и сожжению на костре.
| |