Serafima Tuloose
Суббота, 27.04.2024, 05:49
Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    «Огненный ангел» (The Fiery Angel, 1927)


    Опера в пяти действиях, 7 картинах. Либретто композитора по роману Валерия Брюсова «Огненный ангел» (1919-1927). Премьера (концертное исполнение): 25 ноября 1954 года в Театре Елисейских полей (théâtre des Champs-Élysées), Париж.

    Премьера спектакля: 14 сентября 1955 года в театре Ла Фениче[1] (Teatro La Fenice), Венеция.

    Премьера в США: 24 сентября 1965 года в Сити Опере (New York City Opera), Нью-Йорк.

    Премьера в СССР: в 1984 году в Перми и в Ташкенте.

     

    Прокофьев познакомился с романом Брюсова в ходе своего первого визита в США в 1918 году, а в 1919 году появились эскизы для оперы. Бруно Вальтер принимается за постановку в Берлинской опере, но работа была завершена в августе 1928 года - слишком поздно для сезона. Вальтер отменил постановку. В том же году Сергей Кусевицкий представил часть второго акта, но прием публики был скромным. В 1930 году во время нового тура Прокофьева по США Джулио Гатти-Касацца из Метрополитен-опера предложил поставить «Огненный ангел», но эта идея также не реализовалась.

     

    Действующие лица:

     

    Рупрехт (Ruprecht), рыцарь - баритон

    Рената (Renata), его возлюбленная - драматическое сопрано

    Хозяйка придорожной гостиницы - меццо-сопрано

    Гадалка - меццо-сопрано

    Агриппа Непесгеймский (Agrippa von Nettelsheim), философ - высокий тенор

    Ноганн Фауст (Faust), доктор философии и медицины - бас

    Мефистофель (Mephisto) - тенор

    Настоятельница монастыря - меццо-сопрано

    Инквизитор - бас

    Яков Глок (Jakob Glock), книготорговец - тенор

    Матвей (Mathias) Виссенман, университетский товарищ Рупрехта - баритон

    Лекарь - тенор

    Работник - баритон

    Хозяин таверны - баритон

    Граф Генрих (Heinrich) - без пения

    Крошечный мальчик - без пения

    Три скелета, три соседа, две юные монахини, шесть монахинь, свита инквизитора, хор монахинь, женский и мужской хоры за сценой.

     

    Содержание.

    Действие происходит в шестнадцатом веке в Германии.

     

    Действие первое.

    В захудалую придорожную гостиницу ночью прибывает рыцарь Рупрехт, вернувшийся в Германию из Южной Америки. Выпроводив разговорчивую хозяйку, он хочет заснуть, но из-за двери смежной комнаты слышится женский голос, в ужасе повторяющий слова заклинания. Рупрехт хочет прийти незнакомке на помощь и вышибает дверь. Чтобы успокоить женщину, он чертит шпагой крест в воздухе и читает первую пришедшую на ум молитву - заупокойную «Избавь меня». Наваждение рассеивается. Пришедшая в себя незнакомка открывает Рупрехту, что ее зовуг Рената, и рассказывает о своей странной судьбе. Когда она была девочкой, ей явился огненный ангел по имени Мадиэль и возвестил ей, что она будет святой. Но, став девушкой, Рената полюбила его земной любовью. Ангел разгневался и исчез, но потом сжалился над ней и обещал вернуться в облике человека. Таким человеком Ренате показался граф Генрих. Они были счастливы, но Гених внезапно бросил свой замок и покинул ее, а она отправилась на поиски.

    Встревоженная шумом у постояльцев, приходит хозяйка с фонарем и работник с вилами. Рупрехт хочет узнать, кто такая Рената. Хозяйка называет ее еретичкой и ведьмой, пособницей дьявола. После ухода хозяйки и работника Рупрехт решает, что дьявол ему не страшен, а Рената хороша собой. Он начинает преследовать ее. Доведенная до отчаяния, она садится и опускает голову на колени. Пристыженный Рупрехт просит у нее прощения и клянется быть ее верным защитником. Рената предлагает поехать в Кёльн разыскивать Генриха. Нужно только рассчитаться с хозяйкой. Хозяйка приводит с собой работника и гадалку. Рупрехт не хочет гадания, но Рената настаивает. Гадалка предрекает ей «кровь».

     

    Действие второе. Картина первая.

    Рупрехт и Рената в Кёльне. Поиски Генриха оказались безуспешными, и Рената хочет прибегнуть к помощи потусторонних сил. Книготорговец Яков Глок снабжает Рупрепа и Peнaтy трактатами по магии и обещает попозже принести одно редкое издание. Рупрехт готов для Ренаты на все: он страстно любит ее и мечтает быть хоть немного любимым. Она с негодованием отвергает его, произнося жестокие слова, и снова погружается в чтение фолиантов. Раздается таинственный стук в стену. Рената уверена, что это духи, вызванные ее заклинаниями. На все вопросы Рупрепа и Ренаты духи отвечают условленным числом ударов. Рената убеждена, что Генрих здесь, что он уже за дверью. Она распахивает дверь - там нет никого. Утешая Ренату, Рупрехт обещает ей проникнуть в тайны магии и заставить демонов повиноваться. Вернувшийся Яков Глок предлагает познакомить его со знаменитым ученым и магом Агриппой Неттейсгеймским. Они уходят, оставив Ренату одну.

     

    Картина вторая.

    Рупрехт в причудливом жилище Агриппы Неттесгеймскогo: груды книг, приборы, чучела птиц, три больших черных пса и три человеческих скелета. Однако Агриппа отрицает, что занимается колдовством, - он прежде всего ученый и философ. По eгo мнению, истинный маг должен быть мудрецом и пророком. Он яростно опровергает слухи, будто держит при себе демонов в виде собак и ставит опыты над человеческими черепами. Скелеты, невидимые Рупрехту, всякий раз восклицают: «Ты лжешь!» Рупрехт хочет узнать, что такое магия - заблуждение или наука? Агриппа отвечает, что магия - это наука наук.

     

    Действие третье. Картина первая.

    Рената отыскала в Кёльне графа Генриха и стоит перед запертoй дверью eгo дома. По этой же улице возвращается oт Агриппы Рупрехт. Рената рассказывает ему, как она упала перед Генрихом на колени и как он ее оттолкнул, жестоко оскорбив. Теперь она видит, что Генрих - обычный человек; ей стыдно, что она приняла eгo за Огненного ангела. Рупрехт вновь предлагает ей свою руку. Рената согласна быть с ним, если он отомстит за нее и убьет Генриха. Рыцарь решает вызвать соперника на поединок и входит в eгo дом. Рената молится Огненному ангелу. Неожиданно в окне показывается Генрих, и потрясенной Ренате кажется, что Огненный ангел действительно он. Она опускается на колени и просит у негo прощения. Когда выходит Рупрехт, она требует, чтобы он не смел поднимать руку на Генриха. Оркестровый антракт изображает катастрофический для Рупрехта поединок.

     

    Картина вторая.

    Тяжело раненный Рупрехт лежит у обрыва над Рейном. Матвей, школьный товарищ Рупрехта, уходит за лекарем. Рената склоняется над своим рыцарем и клянется, что если он умрет, она уйдет в монастырь. Обняв eгo, она страстно повторяет: «я люблю тебя, Рупрехт!» Ей вторит невидимый женский хор. Раненому мерещатся краснокожие дикари, с которыми он воевал в Америке; он гонит их прочь. Появляются Матвей с лекарем: На вопрос, можно ли спасти Рупрехта, лекарь гордо заявляет, что в шестнадцатом столетии нет невозможного для медицины.

     

    Действие четвертое.

    Рупрехт и Рената живyт в Кёльне в доме возле таверны с садом. Рыцарь еще не совсем оправился oт раны, но Рената уже хочет бросить eгo и уйти в монастырь. Он отговаривает ее, предлагая спокойную жизнь у eгo родителей или в Америке. Эти слова кажутся Ренате бесовским искушением. Обуреваемая желанием истязать плоть, Рената ранит себя подвернувшимся садовым ножом, бросает нож в Рупрехта и убегает. Рупрехт следует за ней.

    В саду таверны сидят за cтoликом странствующие Фауст и Мефистофель. Им прислуживает помощник хозяина, маленький мальчик. Eгo непонятливость злит Мефистофеля. Рупрехт, так и не догнавший Ренату, становится свидетелем тoгo, как Мефистофель хватает ребенка и проглатывает eгo целиком. Хозяин таверны умоляет вернуть ему помощника. Мефистофель указывает на мусорный ящик, откуда хозяин извлекает дрожащего мальчика и спешно уносит в таверну. Мефистофель обращает внимание Фауста на «вытянутую рожу» Рупрехта, которого покинула возлюбленная. Путешественники приглашают Рупрехта ехать с ними, и он дает согласие. Eгo не смущает даже реплика хозяина таверны и соседей в адрес ушедшего Мефистофеля: «А пусть-ка этот фокусник... да поцелует крест!»

     

    Действие пятое.

    Рената нашла прибежище в монастыре, однако с ее прибытием там начали происходить странные вещи: стуки в стены, видения, припадки у монахинь. Настоятельница, сострадая Ренате, все же приглашает в монастырь инквизитора, чтобы он изгнал из нее демонов. Рената уверяет инквизитора, что тот, кто является ей днем и ночью, говорит ей только о Боге и о добре. Тут раздаются зловещие удары в стену и в пол. Две юные монахини впадают в истерику. Инквизитор начинает обряд экзорцизма[2]. Рената по-прежнему отрицает свою виновность. На сей раз ее словам вторят не только слухи, но и дьявольский хохот. Монахини в смятении: две самых юных бьются в припадке, часть обвиняют Ренату в сношениях с сатаной, часть кричит, что Рената - святая. Ренате не удается сохранить спокойствие. Впав в одержимость, она начинает твердить отгоняющие демонов заклинания. Группа монахинь пускается в разнузданный пляс и поклоняется дьяволу.

    В этот момент на галерее под сводами появляются Мефистофель, Фауст и Рупрехт, приехавшие в монастырь как путешественники. Мефистофель указывает Рупрехту на Ренату, но рыцарь хранит молчание: он бессилен ей помочь. Рената, возглавив беснующихся монахинь, обвиняет инквизитора в том, что он сам продал душу сатане, ибо лицемерит, злобствует и проклинает. «Ты дьявол с хвостом и покрыт волосами!» - восклицает она, призывая сестер сорвать с него одежды и растоптать его. Страже инквизитора удается оттеснить обезумевших женщин от инквизитора. Разъяренный инквизитор пригвождает Ренату посохом к полу и приговаривает к пытке и сожжению на костре.


    [1] Феникс (итал.)

    [2] изгнание бесов

    Copyright STuloose © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz